Толкования на Мк. 14:38

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

См. Толкование на Мк. 14:37

Сщмч. Дионисий Александрийский

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

Первый способ не впасть в искушение заключается в том, чтобы, как советует Иисус, и слабейшие молились при приближении искушения; когда же должен прийти соблазн - чтобы не впасть в искушение. Однако самый лучший способ не впасть в искушение - это попросить не единожды, а дважды: Но не чего я хочу, а чего Ты (ср. Мф. 26:39, Лк. 22:42). Ведь Бог не искушаем злом и желает дать нам благо сверх и более того, что мы просим и о чем помышляем (ср. Еф. 3:20).

Фрагменты.

Прп. Варсонофий Великий

Относительно же головной боли: понуждай себя, чтобы не послаблять себе, и получишь помощь. Господь, видя Своих учеников изнеможенными, сказал им: бдите и молитеся, да не внидете в напасть.

Руководство к духовной жизни. Вопрос 344.

Блж. Августин

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

Итак, бодрствуй и молись, дабы не впасть в искушение… Если бы человек мог достичь этого по своей воле, он не просил бы этого в молитве. Если бы воли было достаточно, чтобы не впасть в искушение, зачем бы мы стали об этом молиться? А если бы ее не было, мы были бы не в состоянии молиться. Значит, пусть будет она, чтобы мы имели желание. Тогда станем молиться о том, чтобы осилить то, чего пожелали, верно подражая Самому Дающему.


Если бы по самой природе и по свободной воле все это находилось в нашей власти, то любой смог бы увидеть, что напрасно просить у Господа и неверно молиться о том, что уже есть в самой природе и является доступным ее силе. Тогда не стал бы Господь Иисус говорить: Бодрствуйте и молитесь (Мф. 26:41), но только: Бодрствуйте, чтобы не впасть в искушение. И не сказал бы Он блаженнейшему первоапостолу: Я молился о тебе, но вместо этого просто: «Увещеваю тебя» или: «Повелеваю и советую», чтобы не оскудела вера твоя (Лк. 22:32).

Послания.

Блж. Феофилакт Болгарский

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

См. Толкование на Мк. 14:32

Ориген

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

Следует молиться не о том, чтобы не подвергаться нам искушениям - ибо это невозможно (ср. Сир. 2:1), - но чтобы искушение не охватило нас (ср. Лк. 22:40, 1 Кор. 10:13).

О молитве.

Тертуллиан

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

Он Сам признал, что душа Его была опечалена смертельно (Мф. 26:37, Мк. 14:34) и что плоть слаба, дабы показать тебе, что в Нем и душа опечаленная, и плоть ослабленная были человеческими, чтобы ты не пытался искать у Христа другую душу и другую плоть, как теперь это делают. Ты должен знать, что, показав душу и плоть, Он научил тому, что сами по себе, без духа, они ничего не дают. Вот почему Он сначала утверждает бодрость духа, чтобы ты понял, что внутри тебя обитает сила духа, а не одна немощь плоти. И отсюда ты можешь узнать, что делать и что чему подчинить - то есть немощное сильному; и не поступать, как ты теперь, когда, пренебрегая силою духа, ты оправдываешь себя немощью плоти (ср. Мф. 26:41).

О бегстве во время гонений.


Не будем тешить себя тем, что Господь признал слабость плоти. До этого Он сказал, что дух бодр, дабы показать, что чему должно быть подчинено: чтобы плоть служила духу, более слабое более сильному, чтобы сама плоть набиралась силы от духа. Пусть дух говорит с плотью ради общего спасения. И ты не о трудностях тюремного заключения помышляй, а о самом бое, о самом сражении.

К мученикам.

Прот. Иоанн Бухарев

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово

См. Толкование на Мк. 14:37

Лопухин А.П.

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

См. Толкование на Мк. 14:32