Толкования на Мк. 15:2

Блж. Феофилакт Болгарский

Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь

См. Толкование на Мк. 15:1

Прот. Иоанн Бухарев

Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь

Ты ли еси царь Иудейский? Еванг. Лука, повествуя о суде над Иисусом Христом у Пилата, говорит, что, когда враги привели Его к Пилату, то начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем (Лк. 23:1-2). Синедрион присудил Иисуса Христа к смерти за то, что Он богохульствует, называя Себя Сыном Божиим (Мф. 26:64); но пред Пилатом обвиняет Его уже не в этом, а в другом, – в том, что Он называет Себя царем. Синедрион поступал так потому, что думал, что богохульство в глазах римского правителя не будет таким преступлением, за которое он счел бы Иисуса Христа достойным смерти. Пилат не обратил никакого внимания будто Иисус Христос развращает народ и запрещает платить подать Кесарю, потому что знал, что это ложь, клевета; так как ему от своих чиновников было известно все относительно Господа. Но как слуга римского Кесаря, счел нужным спросить Иисуса Христа: Ты царь иудейский? – Ты говоришь. Это значит да, т. е. ты говоришь справедливо. Я действительно царь (см. объясн. Мф. 26:64).

Еванг. Иоанн повествует, что Господь даже объяснил Пилату, в каком смысле Он называет Себя Царем, – не в политическом, а духовном смысле. Царство Мое, прибавляет Христос, не от мира сего, т. е. не имеет ничего общего с царствами этого мира, оно не такое, какого ожидают иудеи: если бы Царство Мое было от мира сего, обыкновенное, земное, то служители Мои, т. е. подданные Мои, подвизались бы (стали бы сражаться) за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям, не допустили бы до того, чтобы Я впал в руки иудейского Синедриона, но ныне царство Мое не отсюда, и потому оно совершенно безопасно для Римлян. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, и всякий, кто от истины, т. е. сочувствует истине, любит ее, для кого она дорога, слушает гласа Моего (Ин. 18:36-37), т. е. это есть Мой подданный. Так что из этих слов Господа Пилат еще более убедился, что Он не есть искатель царства, а учитель народный, или, как называли римляне и греки, философ.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Ст. 2-15 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. И первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился. На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них. Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? Они опять закричали: распни Его. Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие

(См. Мф.27:11–26).

«Обвиняли Его во многом» (стих 3). В чем состояли эти обвинения см. Ин.18:29 и сл.; Лк.23:2.

«На всякий же праздник» (стих 6). Обычай освобождения преступников по случаю праздника, очевидно, не ограничивался только Пасхой (как и Матфей, Иоанн Богослов упоминает только о Пасхе, но не исключает возможности отпущения и в другие праздники – Ин.18:39).

«Варавва, со своими сообщниками…» (стих 7). Евангелист Марк делает довольно обстоятельное замечание о Варавве. Это был какой-то заговорщик, составивший целую шайку бунтовщиков и даже во время восстания, им произведенного, совершивший убийство. А по закону Моисееву за убийство полагалась смертная казнь (Исх.21).

«И просить Пилата о том» (стих 8), т. е. чтобы он сделал то, что всегда делал для них.

«Царя Иудейского» (стих 9). Так у евангелиста Марка Пилат называет Христа (ср. Мф.27:17, где Пилат именует Иисуса «называемым Христом»), вероятно, для того, чтобы показать народу, как неестественно для него просить об умерщвлении их собственного царя, хотя, с точки зрения Пилата, и не имевшего законных оснований для своих претензий. Может быть, Пилат употреблял в споре с народом оба выражения – и «Христос», и «Царь Иудейский», почему евангелисты и разнятся здесь друг с другом.

«Желая сделать угодное народу» (стих 15). Это замечание евангелиста Марка дает характеристику Пилата как слабого правителя, который не мог настоять на своем, но из желания угодить толпе нарушил требование внутреннего голоса своей совести.