Толкования на Мк. 15:18

Свт. Иннокентий Херсонский

и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский

В самом деле, братие, если мы в мыслях, чувствах и деяниях своих будем постоянно выражать образ жизни нашего Господа, то сим самым без споров, без труда заградим уста всем врагам Его. Иудей, смотря на нас, скажет тогда: «верно в самом деле восстал Христос из гроба, а не украден учениками, как клевещут предки наши; ибо, смотри, Он жив в христианах! Его дух (и какой Божественный дух!) дышит в их нравах, в поступках, во всей жизни». – «Верно Христос есть Учитель истины, а не пророк наш», скажет, смотря на нас, магометанин: «ибо наш пророк (так величают магометане основателя своего лжеверия) не производит того в своих последователях; у нас нет такой чистоты, мира и любви, такого смирения и самоотвержения. Все это может происходить у христиан токмо от Самого Бога, и, верно, Спаситель их – есть Бог». Сам князь тьмы с клевретами своими испытает новое поражение во славу нашего Спасителя, если мы, дерзая о имени Воскресшего, будем ходить в чистоте и истине, презирая все козни врага, отражая все его искушения, попирая всю злобу и гордыню его. Так, говорю, прославится воскресший Господь нашей благой жизнью, а вместе с Ним прославимся и мы; ибо таковое прославление составит наше спасение. Напротив, братие, если мы будем словами величать Господа, а делами помрачать Его имя и веру в Него, – устами лобызать крест и священный хлеб, а руками совершать дела непотребные; то все наше нынешнее прославление Воскресшего обратится в оскорбление для Него и в посрамление для нас: мы будем подобны воинам Пилатовым, кои на словах говорили: «радуйся, царю Иудейский!» (Мк. 15:18), а на деле ударяли Его в ланиту и били тростью по главе. Да не будет же, братие, сего, да не будет! Аминь.

Поучения на литургии, в первый день Пасхи. Поучение 2.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский

См. Толкование на Мк. 15:17

Блж. Феофилакт Болгарский

и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский

См. Толкование на Мк. 15:16

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 18-19 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему

И бияху (били) Его по голове тростию, по еванг. Матфею, взяв трость из рук Его (Мф. 27:30), – били для того, чтобы колючки терна глубже врезывались в голову и тем причиняли сильнейшую боль. Св. Златоуст замечает следующее по поводу этих крестных страданий Спасителя: „Не одна часть, а все тело Его терпело страдания: глава от венца и трости, лице от ударов и заплеваний, ланиты от заушений, все тело от бичевания, наготы, одеяния хламидой и притворного поклонения, рука от трости, уста от поднесения оцта (уксуса). Что может быть сего тяжче и обиднее?“

Вот что говорит один из наших проповедников (Дмитрий архиеп. Херсонский) в слове в вел. пяток, в день страданий и смерти Иисуса Христа, вообще о страданиях Его: „Се пресвятая глава Его избита тростью, изъязвлена тернием за те преступные и нечестивые, горделивые и презорливые, самолюбивые и завистливые, безумные и богохульные помыслы и мечтания, которыми наполняется и кружится наша преступная глава. Се пречистые очи Его, тьмами тем светлейшие солнца, наполняются слезами и кровью, терпят нечистые оплевания и помрачаются сном смертным за те завистливые и зложелательные, бесстыдные и глумливые, соблазняющие и соблазняющие взоры, из которых мы сделали ceбе как бы некое лукавое искусство. Се пречистые уста Его, источавшие слово жизни и спасения, слово любви и утешения, слово милосердия и сострадания, сокрушенные ударениями злочестивых рук, запекшиеся кровью , сомкнулись смертью – зa те безумные глаголы, за те праздные и гнилые слова, за те зложелательные и пересудливые речи, которые так легкомысленно, так непрестанно выходят из наших уст. Се пречистые руки Его, простиравшиеся токмо на благословения и благодеяния, на исцеление страждущих, на питание алчущих, на воскрешение умерших, пригвождены ко кресту – за то, что наши нечистые руки простираются на мздоимство и лихоимание, на хищение и неправедные прибытки, на обиды и притеснение ближних. Се любвеобильное сердце Его, жаждавшее нашего спасения, жившее и дышавшее одной любовью к человекам, прободено копием – за те нечистые похоти и вожделения, за те корыстолюбивые и самолюбивые пожелания, за то ненасытное стремление к удовольствиям чувственным, за те бесстыдные ощущения и чувства, которыми живет и услаждается наше преступное сердце. Словом – вся пречистая плоть Его изъязвлена, изранена, измучена, самая пресвятая душа Его была прискорбна даже до смерти, испытала все болезни адовы – за то, что мы, окаянные грешники, и душу и тело свое делаем оружием греха“.

„Тому, Кто держит мир дланию, Кто носит все глаголом силы Своей, что стоило уничтожить наглых нечестивцев? замечает один из духов. писателей. Но Господь все терпит безмолвно. Он давно предсказал, что предадут Его язычникам на поругание и биение (Мф. 20:19). Среди всех поруганий Он являлся таким, каким предвидел Его ещё за несколько веков Исаия пророк (Ис. 50:6): ни одного стона, ни одного вздоха, ни одной жалобы не послышалось из Его пречистых уст. Какой чудный пример, как и мы должны переносить обиды и оскорбления, как бы несправедливы они ни были! Какой же после сего дадим ответ мы, которые гневаемся на каждую обиду, нам наносимую?!“ (Тр. лист.) И как полезно для нас читать или размышлять о страданиях Господних, замечает другой проповедник: хотя бы ты был камнем, сделаешься мягче воска“.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский

См. толкование на Мк. 15:16