Толкования на Мк. 15:37

Блж. Августин

Иисус же, возгласив громко, испустил дух

Разве эти разбойники, распятые рядом с Ним, испустили дух, когда захотели? Их держали оковы плоти, творцами которой они не были. Будучи пробиты гвоздями, они долго мучились на кресте, поскольку не распоряжались своей немощью (ср. Ин. 19:32-33). Господь же, когда восхотел, воплотился в чреве Девы; когда захотел, сошел к людям; сколько хотел, жил среди людей; когда захотел, расстался с плотью. В этом - сила, а не необходимость.


И ушел Он Своею властью, ибо пришел не по необходимости. Потому некоторые больше дивились Его власти умереть, нежели власти творить чудеса.

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Блж. Феофилакт Болгарский

Иисус же, возгласив громко, испустил дух

См. Толкование на Мк. 15:33

Прот. Иоанн Бухарев

Иисус же, возгласив громко, испустил дух

Еванг. Лука (Лк. 23:46) приводит слова, которые воскликнул Иисус Христос пред самой смертью; это: Отче, в руки Твои предаю дух Мой. А еванг. Иоанн повествует, что Христос после слова: жажду восклицал еще слово: совершилось (Ин. 19:28). Совершилось – это слово победы, т. е. совершилось то дело, для которого приходил на землю Он Мессия (Ин. 17:4), – совершилось дело искупления и примирения человечества с Богом страданиями и смертью Его. Совершилось все: жертва принесена, и Бог примирен. Совершилось все, что было обетовано Богом, что предсказано пророками и что прообразовано ветхозаветными событиями.

Какого же Мессию доселе ждут Иудеи? Пусть получше вникнут во все ветхозаветное; сопоставят то с жизнью и деяниями Господа Иисуса Христа, и – да не будут не верующими, но верующими!

Пo поводу слов Господа: Отче, в руки Твои предаю дух Мой один из духовных писателей замечает: „С полным сознанием и свободной волей Господь отдает Свой дух на разлуку с Своим телом: смерть не имела бы на Нем никакой власти, если бы Он не отдался ей добровольно. Он распоряжается Своей душой, как имеющий власть над ней, и предает ее Своему Отцу, к Которому возвращается в сыновнее отношение, по совершении крестной жертвы. „Если Господь, наш Ходатай, предал дух Свой Богу, замечает при сем один из святителей, то этим Он и нашему духу проложил путь к Богу, чтобы и мы в последний час могли распоряжаться своим духом и предали его Богу, зная, что небо открыто, и как душу Лазаря ангелы отнесли на лоно Авраамово, так и нашу отнесут к Господу“ (7 сл. на Голг.).

Испустил дух (издше), т. е, умер. Смерть Иисуса Христа последовала скоро, около 9-го по нашему счету, 3-го часа по полудни (Мк. 15:46), распят же Он был около 6-го, по нашему 12-го часа дня (Мк. 15:45); следовательно, Иисус Христос висел на кресте около 3-х часов, между тем, как распятые бывали живы иногда по нескольку суток. Такая скорая смерть Его привела в удивление Пилата, как повествуется у евангелиста же Марка (Мк. 15:44). Она объясняется предшествовавшими страданиями Господа в саду Гефсиманском, затем у Каиафы и, наконец, у Пилата, которые весьма сильно ослабили Его, и кровотечением из ран. В пяток, накануне Пасхи, Господь умер.

„Ветхозаветная Пасха праздновалась в воспоминание величайшего благодеяния Божия – изведения Израильтян из тяжкого плена в Египте пишет архимандрит Фотий; как прилично было в эти же дни последовать и тому великому событию, которое избавляет нас от плена адова и от работы греху и дьяволу! Как прилично было заклатися и датися в снедь верным небесному Агнцу Божию, вземлющему грехи миpa, в то время, когда закалали и снедали пасхального агнца, служившего прообразом Его!

А между тем, сей великий праздник, собиравший народ со всех стран земли на это торжество к Иерусалиму, собрал вместе и на cиe зрелище крестной жертвы, которая назначена для всего мира. В пяток претерпел Господь крестные страдания и смерть. По ветхозаветному счислению, это был шестой день седмицы, день сотворения человека. Так в шестой же день совершилось и воссоздание его. По всей вероятности, в сей же день последовало и падение Адамово, каковой мысли требует точная, везде усматриваемая в деле искупления, соответственность между собой падения и восстановления человека.

Господь был распят в шестом (Лк. 23:44), по нашему счислению, в 12-м часу дня. Пo всей вероятности, продолжает Фотий, это был тот самый час, в который, как в преполовение дня, прародительница наша, ощутившая уже алчбу, искала плодов для пищи и, подошедши к запрещенному древу, по искушению змия, – дьявола, простерла руку к запрещенному плоду, вкусила от него и подала мужу своему, и ядоста оба (Быт. 3:6); в сей-то час у второго Адама простираются руки на кресте и гвоздием прободаются, чем искупляется дерзновенное простертие рук прародительских, причинившее нам столько зол и бедствий“. –

„Благоговейно воспоминай страсти Господни, христианин, поучает один из духовных писателей при размышлении о них, и ты не только не согрешишь грехом смертным, а еще будешь готов на всякое благое дело. Так, если, какой-либо соблазн будет увлекать тебя на грех или какая страсть будет возникать в сердце твоем, ты скорее обратись духом к Спасителю, пригвожденному ко кресту, и скажи сам себе: смотри, до чего довели грехи наши Господа и Владыку всех.

Подобным образом поступай, и когда представится тебе случай совершить благое дело. Просят ли, напр., у тебя прощения в причиненном тебе оскорблении? Ты вспомни Спасителя, на кpecте молящегося за Своих распинателей, вспомни и то, сколько долгов тебе прощает Господь, и ужели не простишь ты брата своего? Просят ли у тебя помощи бедствующие, нуждающиеся? Опять обратись духом к Господу, который для избавления нас от мук вечных снисшел до зрака раба и не пощадил бесценной крови и самой жизни Своей; и ужели ты не поможешь бедствующим братьям твоим, которых Господь называет и Своими братьями меньшими? В той же мысли о кресте Господнем ищи, душа верующая, и самой себе помощи и утешения, когда подвергаешься каким-либо бедам и напастям. Представь Божественного страдальца, вспомни Подвигоположника нашего, заповедавшего и нам нести крест свой, и иди вслед Его, и будь уверена, что столько пострадавший за нас, Сам искушен быв, может и нам искушаемым помощи (Евр. 2:18)“.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Иисус же, возгласив громко, испустил дух

См. Толкование на Мк. 15:26