Толкования на Мк. 15:46

Свт. Афанасий Великий

Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба

Неразумное утверждают те, кто говорит, будто Слово превратилось в кость и плоть. Если бы было так, то не нужна была бы гробница, потому что тело само собою сошло бы на проповедь бывшим в аду духам. А ныне Слово сошло проповедовать, тело же сохранил на Голгофе Иосиф, обвив его плащаницей (ср. Мф. 27:59-60, Лк. 23:53, Ин. 19:40-41). И всякому стало ясно, что Слово не было телом, но что тело принадлежало Слову.

Послание к Эпиктету.

Свт. Николай Сербский

Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба

Другой Евангелист говорит, что сие был гроб самого Иосифа – «и положил его в новом своем гробе» (Мф. 27:60), «в котором еще никто не был положен» (Ин. 19:41), да сбудется реченное пророком Исаией: «Он погребен у богатого» (Ис. 53:9).

Когда мы распнем наш ум миру и погребем его в обновленном сердце, как в новом гробе, ум наш оживет и воскресит всего нашего внутреннего человека. Новый гроб, и при том запечатанный, тяжелый камень, приваленный к двери гроба (Дверь упоминается потому, что гроб был вытесан в самой скале; поэтому в него не спускались, но входили, как в комнату. Такими были гробы правителей в Египте, такими – и обычные гробы в Палестине того времени), стража у гроба – что все это означает? Все сии суть меры предосторожности, по мудрости Промысла Божия, дабы ими чрез века заградить уста всех неверных, кои старались бы доказать, будто Христос или не умер, или не воскрес, или же тело Его было украдено. Если бы Иосиф не испросил мертвого тела у Пилата; если бы смерть Христова не была официально подтверждена сотником, начальником стражи; если бы тело не было погребено и запечатано в присутствии друзей и врагов Христовых; тогда сказали бы, что Христос на самом деле не умер, но только лишился чувств, а затем пришел в сознание. (Как в новейшее время утверждал Шлейермахер и некоторые другие протестанты). Если бы гроб не был закрыт тяжелым камнем и запечатан, если бы его не охраняла стража, то сказали бы, что Христос, действительно, умер и был погребен, но ученики украли Его из гроба. А если бы гроб сей не был совсем новым, сказали бы, что воскрес не Христос, но какой-нибудь другой мертвец, ранее там похороненный. И таким образом все меры предосторожности, употребленные иудеями, чтобы задушить истину, послужили, по Божию Промыслу, к утверждению истины.

«Иосиф обвил» тело Господа плащаницею, «чистою плащаницею» (Мф. 27:59), и положил во гробе. Если мы хотим, чтобы Господь воскрес в нас, мы должны содержать Его в чистом теле своем. Ибо чистая плащаница означает чистое тело. Тело нечистое от лукавых страстей и похотей – не то место, где Господь воскресает и живет.

Евангелист Иоанн дополняет описание прочих Евангелистов словами о том, что на погребение Христово пришел и Никодим, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они (Иосиф и Никодим) взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи (Ин. 19:39-40). («Тем он (Евангелист) хочет заметить, если я не ошибаюсь, что при подобных услугах, оказываемых умершим, следует придерживаться обычаев всякого народа». Блж. Августин. Беседы на Евангелие от Иоанна). О блаженны и преблаженны дивные сии мужи, кои с такою храбростью, заботою и любовью взяли пречистое тело Господне и положили во гробе! Сколь дивный пример всем любящим Господа! И сколь ужасный укор тем священникам и мирянам, кои, стыдясь мира, с небрежением и без любви подходят к святой чаше, дабы принять в себя пречистое и животворящее тело и пречистую и животворящую кровь Господа, и при том воскресшего и живаго Господа!

Но Иосиф и Никодим были не единственными из друзей Христовых, которые могли лично засвидетельствовать, что Он умер и был погребен. Их забота об умершем Господе является как делом любви к Божественному Учителю, так, вероятно, и делом долга, налагаемого человечностью по отношению к страдальцу за правду. Но се, возле гроба еще две дружеские души, кои внимательно смотрят на дело Иосифа и Никодима, готовясь со своей стороны к делу чистейшей любви ко Господу, – две жены-мироносицы, Мария Магдалина и Мария Иосиева!

Беседы. Неделя третья по Пасхе. Евангелие о женах-мироносицах.

Блж. Феофилакт Болгарский

Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба

См. Толкование на Мк. 15:42

Беда Достопочтенный

Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба

Скромное погребение Господа есть осуждение суетности богатых, которые и в могилах не могут обойтись без богатств… Отсюда происходит церковный обычай, по которому жертва на алтаре приносится не на шелке или на цветастой ткани, но на льняной, подобно тому как тело Господа было погребено в чистом холсте (ср. Мф. 27:59, Лк. 23:53, Ин. 19:40).

Изложение Евангелия от Марка.

Прот. Иоанн Бухарев

Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба

Как понимать слова Евангелия о самом погребении Иисуса Христа? У иудеев умерших погребали не так, как у нас, не в могилах, а в горах, в пещерах. Вход в пещеры эти состоял из узкого отверстия, которое, по положении тела умершего в самой пещере, заваливали камнями и замазывали известью.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.


Обвит (обвил) плащаницею, т.е. обвернул чистым полотном. Еванг. Иоанн. еще подробнее говорит о погребении Христовом. Так он пишет: Иосиф, снял тело Ииcyca. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, чтобы послушать Его yчение, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Взяли они тело Иисусa, и обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребали Иудеи (Ин.19:39-40). У Иудеев и вообще на Востоке бальзамировали тела, т.е. мочили их в особенном составе, намазывали мазями и завертывали в пропитанное тоже особым составом полотно, или просто только умащали мазями (смирной, – дорогой душистой смолой, алоем, – благовонным растением, и т. п.) и осыпали благовониями, для предохранения от скорого гниения и вообще для благоухания и, завернув в чистое полотно, полагали в пещерах, которые, как известно и объяснено (чит. объясн. Мк. 5:3), устраивались в горах и назывались гробами.

„Добрый и знаменательный обычай, замечает при этом архимандрит Фотий. Погребаемый представляется здесь как бы младенцем, повитым пеленами, а гроб – как бы колыбелью его. Смерть действительно есть переход, как бы рождение души в новую, высшую жизнь; и самое тело человека верующего вселяется во гроб на уповании воскресения“.

Между тем, повитие Господа пеленами и положение Его в новом гробе послужили доказательством Его славного воскресения. Невозможно было плотно прилипшее к телу от мастей, полотно наскоро отделить от тела, а оно оказалось лежащим и даже сложенным, как свидетельствует еванг. Иоанн, в порядке на опустевшем ложе воскресшего Господа. Если бы в пещере, где погребли тело Христово, были уже прежде, погребены тела других людей, то враги Господа могли бы впоследствии говорить, что воскрес не Он, а другой, или, что Он воскрес не Своей силой, а от прикосновения к костям какого-либо праведника, как то случилось от прикосновения к костям пророка Елисея. И положи (положил) Его в гроб, иже бе иссечен от камене (который был высечен в скале) и пр. Еванг. же Иоанн (Ин. 19:41-42) пишет: на том месте, где Он (Христос) распят, был гроб новый (это – в саду, принадлежавшем Иосифу и находившемся близ Голгофы, гроб приготовленный Иосифом для себя и своего семейства), в котором еще никто не был положен. Там положили Иисусa ради пятницы Иудейской, кануна праздника Пасхи, потому что гроб был близко.

И привали (привалил) камень над (к) двери гроба. Привален был, по еванг. Матфею, большой, тяжелый камень – для того, чтобы не могли проникнуть в пещеру хищные звери и птицы. Таким образом, погребение Господа было совершено с подобающей Ему честью и благоговением, и в то же время в погребении Его точно исполнилось пророчество Исаии: И дам богатыя вместо погребения Его, покой Его будет честь и с миром погребение Его (Ис. 63:9).

– Один из духовных писателей (Дух. Бс. 17) так рассуждает по поводу смерти и погребения Христова: Смертию умрете (Быт. 2:17), сказано первому Адаму; потому и Искупитель – второй Адам – должен был умереть один за всех, для избавления от смерти вечной. Земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3:19), сказано падшему прародителю, потому и второму Адаму нужно было, хотя на некоторое малое время, отойти в землю, быть в недрах ее. И вот Он чрез погребение пребывает в сердце земли. Нужно было принять погребение Господу, дабы ввести жизнь и силу воскресения в наши гробы, – дабы сущим во гробех даровать воскресение и жизнь. Нужно было Господу возлечь во гроб и принять погребение, дабы разогнать, сколько можно, страх и мрак гробов наших. Нужно было принять погребение Господу, чтобы освятить наши гробы и наше погребение и вместе с тем освятить самые недра земли, вселившись в них пречистым телом Своим. Нужно было по телу принять погребение Господу – в соответствие и сообразность с самым сошествием Своим душой в ад. Наконец, Сыну Божию, Христу Спасителю нужно было принять погребение потому, что крестной смертью должно было быть окончено безмерное унижение Его: подобало пострадать и потом войти в славу Свою (Лк.24:26).

И проблеск этой славы уже виден в самом Его погребении. Он приемлет погребение славное и богатое. Погребают Его благочестивые и знатные люди. Погребается Он богатыми людьми и богатым образом – в новом, чистом гробе (пещере), в котором никто не был положен, обвивается плащаницей с драгоценными благовонными ароматами, в обильном их количестве, – погребается так, как могли погребаться только самые богатые люди тогдашнего времени. Но вот враги Господни на утро злоумышляют новые козни на Умершего – окружают стражей гроб. Не нарушает ли это чести гроба? вопрошает тот же вития, и вместе отвечает: не только не нарушает и не уменьшает, а еще больше умножает ее.

Враги приставляют ко гробу стражу из ложного опасения похищения тела Господня; а между тем стража эта стоит у гроба сего, подобно и гробы царей окружаются стражей, ради чести и важности их. Так и пред крестной казнью Спасителя, злоба врагов облекает Его в одежду багряного цвета, возлагает на Него терновый венец, дает трость в десницу Его – злоба ругается над Ним; а сама, не ведая того, служит к тому, что Господь является царем, в венце, в багрянице и со скипетром. Счастлив жребий, достоблаженная участь погребавших Христа! Можно ли и нам как-нибудь участвовать в них? – продолжает проповедник. Храм Божий есть такое место, где находится гроб и плащаница Христова, это – св. престол, где Спаситель почивает Своим телом и кровью. Способствуй благолепию храма своим посильным приношением, и ты поступишь подобно Иосифу, уступившему для Господа свой новый гроб и купившему плащаницу, и подобно Никодиму, принесшему драгоценные ароматы“


После того, как Голгофа была прославлена смертью и воскресением Христовым, и христиане стали относиться к ней с великим благоговением, Иудеи и язычники старались затмить ее славу: пещера гроба Господня и самая гора первыми были засыпаны мусором и землей, а вторыми на них поставлены идольские капища (Венере и Юпитеру). Но это-то и послужило к сохранению святыни; насыпи и идолы были памятниками, и по ним св. Елена обрела cию святыню. Капища ею были ниспровергнуты и насыпи сняты до той самой земли, которая освящена была стопами Божественного Страдальца и обагрена Его кровью. Тогда сын св. царицы Елены, император Константин Великий над пещерой гроба Господня и над Голгофой построил обширный храм Воскресения Христова. Престол в нем поставлен на том самом месте, где был водружен крест Иисуса Христа. Он открыт по бокам и под ним видно круглое отверстие, где стоял крест. Направо возле престола видна трещина скалы, распавшейся при кончине Господа. Гроб Господень, т, е. пещера Его погребения помещается на западном конце храма в устроенной над ним часовне. Вход в пещеру низок, внутреннее пространство ее – в квадратную сажень. В пещере с правой стороны уступ, на котором, собственно, было положено тело Христово. Он покрыт белой мраморной плитой, и на нем, как на престоле, совершается литургия. Камень же, закрывавший гроб Господень, служит вместо жертвенника. Множество лампад горит день и ночь во гробе Христовом. При императоре Константине воздвигнут был храм и над пещерой Рождения Христова в Вифлееме и на горе Елеонской.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба

См. Толкование на Мк. 15:42