Толкования на Откр. 1:20

Свт. Андрей Кесарийский

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей

См. Толкование на Откр. 1:19

Свт. Феофан Затворник

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей

Что ангелы семи церквей? Епископы, представители тех церквей. Это видно из того, какие речи обращает к ним св. Иоанн. - Светильники в сем видении означают церкви.

Письма.

Свт. Филарет Московский

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей

В откровении Святого Иоанна видим седмь Ангелов седми Церквей. Можно подумать, что это небесные Ангелы, хранители Церквей.

Но когда слышим, что некоторых из них Дух Христов обличает и угрожает им, Ангелы же небесные не грешат и не подвергаются прещениям, то приходим к той мысли, что под именем Ангелов Церквей заключаются земные блюстители Церквей, то есть епископы.

Итак, епископ есть Ангел Церкви - как много в сей мысли поучительного для нас и даже страшного! Чтобы соответствовать наименованию Ангела, ум епископа должен быть светел, сердце чисто, мысли и желания духовны, жизнь удалена от нечистот плоти и мира. Как посылаемый в служение за хотящих наследовати спасение (Евр.1:14), он паче других должен наблюдать за собою, чтобы не искать своих си, но яже Божия и яже ближняго.

Речь по рукоположении Преосвященного Филофея, епископа Дмитровского (1849 г.).

Сщмч. Викторин Петавийский

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей

Далее в Своих словах Он поименно называет семь Церквей и посылает им послания, – не потому, что это единственные церкви или предстоятели, а так как Он говорит одной, говорит всем. Ибо нет никакой разницы, говорит ли кто знаменному отряду, – малому числу воинов, – а через него всему войску. И, наконец, Павел учил, что будь то в Азии или во всем мире, семь Церквей [являются образом] всех Церквей и называние семи указывает на единую Кафолическую церковь. Во первых, он сам, сохраняя это [понимание], не вышел за пределы семи, но писал к Римлянам, к Коринфянам, к Ефесянам, к Фессолоникийцам, к Галатам, к Филипийцам и к Колоссянам. Затем он писал отдельным лицам, чтобы не превзойти числа семи. И, подытоживая вкратце свою проповедь, он говорит Тимофею: чтобы знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго (1 Тим. 3, 15). Мы читаем, что еще через Исаию это было предсказано Святым Духом в образе семи женщин, которые схватились за одного мужчину (Ис. 4, 1). Этот один мужчина – Христос, рожденный не от семени. А семь женщин – Церкви, едящие свой хлеб и носящие свою одежду, которые просят снять их позор, чтобы именоваться Его именем. Хлеб же – Святой Дух, который питает в жизнь вечную. Они называют его своим хлебом, потому что он обещан им через веру, а также они говорят: свою одежду (Ис. 4, 1), то есть обещанную им, которой они желают покрыться. О том же говорит Павел: Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53). Сними наш позор (Ис. 4, 1): позор есть первородный грех, который снимается в крещении, и человек начинает называться христианином – это и есть назваться твоим именем (Ис. 4, 1). Итак, помышляй то, что говорится об этих семи Церквах – говорится об одной Церкви.

Ради чистоты их веры и избрания он написал тем, кто трудится в веке сем и живет от плодов своих трудов и терпелив, и, когда видит, каких-либо людей, которые губят и разрушают Церковь, терпит их, чтобы не было раскола. Таковых он увещевает о любви в тех [делах], в которых ослабела их вера, чтобы они покаялись. Или тем, кто обитает в ужасных местах, среди преследователей, но остается верным. Или тем, кто будучи научен смирению, непоколебимо держится веры. Или тем, кто под предлогом милосердия вводит в Церковь недозволенные грехи и других учит так поступать. Или тем, кто расслаблен в Церкви. Или тем, кто из-за своего небрежения является христианом только по имени. Или тем, кто обвиняет тех, кто упражняется в Писаниях и старается познать тайны проповеди, но не хочет творить дел Божиих, то есть милосердия и любви. Всем Он возвещает покаяние, всем предвозвещает суд.

Толкование на Апокалипсис.

Сщмч. Ириней Лионский

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сил: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей

Путь тех, кто принадлежит к Церкви, пролегает по всему миру, потому что имеет твердое предание от апостолов и дает нам видеть, что у всех одна и та же вера. Ибо все принимают одного и того же Бога Отца и веруют в то же домостроительство воплощения Сына Божия, и знают одно и то же дарование Духа, соблюдают те же заповеди, и содержат тот же образ, устройство Церкви, и ожидают того же пришествия Господа, и допускают то же спасение целого человека, т.е. души и тела. И проповедь Церкви истинна и тверда, так как в Ней указывается во всем мире один и тот же путь спасения. Ибо Ей вверен свет Божий, и потому премудрость Божия, через которую Она спасает всех людей, поется при выходе, открыто издает голос по улицам, проповедуется на высоких стенах и постоянно говорит во вратах города (Притч 1:20-21). Ибо Церковь проповедует истину повсюду, и она есть семисвечный светильник, носящий свет Христов.

Против ересей.

Апрингий

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сил: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей

Звезды в правой руке Божьей - это души святых, или все собрание верных, которые были и которые будут до скончания мира. Точно так же мы сказали, что семь светильников - это единая и истинная Церковь, сотворенная в течение семи дней мира, укрепляемая троичной верой и утверждаемая священнодействием небесного таинства.

Трактат на Откровение.

Лопухин А.П.

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей

Семь церквей названы вместо единой вселенской церкви, вместо всех христиан, ибо для всех их (I:1) назначено Божие откровение. Нечто большее, чем простые светильники, представляют собою епископы каждой церкви как ее представители и носители ее идеалов. Именно о них сказано, что звезды суть Ангелы церквей. Древние толкователи [Андрей Кесар., Арефа, Икумений.] под этими Ангелами разумеют бесплотных духов - Ангелов хранителей; новейшие хотят видеть символических Ангелов [Ebrard.]. Но лучше всего остановиться на том толковании, по которому здесь под Ангелами разумеются епископы как представители церквей [Иустин Философ, блаж. Августин, Hengstenberg, Luthardt, Kliefoth и др.]. Таким образом, по изображению Апокалипсиса христианские архипастыри всегда в руке Божией, и Бог для них постоянный покровитель, наставник и судия.

См. также Толкование на Откр. 1:17