Толкования на Откр. 3:1

Свт. Андрей Кесарийский

И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела, ты носишь имя, будто жив, но ты мертв

Семь звезд, как объяснили мы ранее, означают семь Ангелов; семь духов суть или те же семь Ангелов, или семь действий Животворящего Духа, потому что те и другие находятся во власти Христовой: одних Он держит как Владыка, а Другого Он есть податель, как с Ним единосущный. - Угрожает церкви за то, что она содержит одно имя живой веры, а в отношении дел добрых мертва.

Сщмч. Викторин Петавийский

Ст. 1-2 И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим

Пятая группа, разряд или образ жизни святых свидетельствует о равнодушных людях, поступающих иначе, чем следует поступать в этом мире, пустых в делах и являющихся христианами лишь по имени. И потому Он убеждает их в том, что если они каким-то образом откажутся от опасного равнодушия, то могут спастись. Утверждай, - говорит, - [прочее] близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Ведь недостаточно дереву жить, цвести и не приносить плодов - так же и недостаточно называться христианином и признавать себя им, но не совершать дел христианина.

Толкование на Апокалипсис.

Прав. Иоанн Кронштадтский

И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела, ты носишь имя, будто жив, но ты мертв

Мы часто думаем о себе, что мы благочестивы и составляем живые члены Церкви, а на самом деле мы – мертвы; грех, как бы неведомо для нас самих, живет в нас и разрушает постепенно жизнь нашей души и тела. Весьма часто, начавши хорошо духовную, богоугодную жизнь, мы потом расслабеваем и, таким образом, не доканчиваем своего дела. Будь верен, сказано, до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2:10). Чтобы не расслабевать в делах добродетели, надобно непременно испытывать свою веру, како приял еси и слышал, соблюдать принятое и – каяться в том, что оставил, – словом, надобно бдеть над собою: над своим умом, волею и сердцем. В противном случае домохозяин придет к нам как тать и строго взыщет с нас за то, что мы не делали заповеданных им дел.

Дневник. Том I. 1856.

Беда Достопочтенный

Ст. 1-2 И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим

Здесь Иоанн утверждает, что ангел, то есть епископ, недостаточно изобретателен в исправлении грешников. В то же самое время он хвалит его за то, что у него есть люди в белых одеждах, что соответствует самому имени сард - то есть драгоценный камень. <…> И в самом деле, ты представляешься себе самому живым, однако, если не станешь бодрствовать в исправлении неправедных, окажешься среди мертвых. <…> Дела руководителя неполны перед лицом Божиим - даже такого, кто выглядит непорочным перед людьми, если он не прилагает все свои усилия к тому, чтобы восставить также и других.

Изложение Откровения.

Экумений

знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв

Прежде я уже говорил о семи звездах, которых теперь [Иоанн] называет духами Божиими: и сейчас нам надлежит, конечно же, прислушаться к тому, что говорится о тех, кто живет в Сардах. Сказано: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, - добродетельной жизнью в следовании Богу, - но ты мертв грехами. Ведь обыкновенно в божественных Писаниях мертвыми называют тех, кто пребывает во грехе, как показывает написанное мудрейшим Павлом о тех, кто от неверия переменился к Христовой вере: и вас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом (Еф 2:5). И говорит пастырь: «Очевидно, что тот, кто сходит в воду крещальной купели, мертв, а тот, кто выходит, - жив».

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела, ты носишь имя, будто жив, но ты мертв

Город Сарды, главный город в Лидии, со стороны религиозной был известен храмом и культом богини Цибелы. На месте Сард теперь стоит бедная турецкая деревенька с незначительным числом народонаселения [Норов 141-160.]. В Сардах в конце II столетия жил знаменитый апологет Мелитон Сардийский, писавший толкование на Апокалипсис [Евсев. Истор. Цер. 4, 13, 26.]. Господь напоминает Сардийцам, что в Его власти находится раздаяние благодатных даров Св. Духа, в Его же власти и под Его наблюдением находятся и епископы всех церквей (семь звезд), в том числе и епископ церкви Сардийской. Христиане Сардийской церкви, по приговору суда Божия, только носят имя живых, на самом деле они мертвы - живы по мнению человеческому и мертвы пред всеведением Божиим.