Толкования на Откр. 3:21

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 21-22 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел со Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам

Престолом означается царство и покой будущего века; посему и говорит, что победившие врага прославятся и воцарятся вместе с Ним. - Якоже и Аз победих - сказано по человечеству ради принятия плоти. Ибо Бог-Слово получил царство не в награду за добродетели, но как Присносущный имел его от века. Если бы сiе было иначе, то не мог бы Он приобщать к оному других; а между тем по словам Богослова, сына Громова, Он, «от полноты Своей преподал его всем святым» (Ин. 1, 16; 1 Тим. 6, 17), по той же причине сказал и святым Апостолам, что они «возсядут на двенадцати престолах и будут судить двенадцать колен Израильских» (Мф. 19, 28; 1 Кор. 6, 2). Так как Он, Бог и Предвечный Царь, ради нас сделался человеком и, кроме греха, воспринял все, что свойственно человеческой природе, то и победителям диавола преподал Свое, насколько людям возможно сие принять. Посему Он, соделавший облака колесницею восхождения на небеса в Своем вознесении, восхитит в сретение Свое и Святых на облаках, как сие утверждает Апостол (1 Сол. 4, 17). Имеющий приити в образе Судии, как Творец и Владыка твари, Он даст Святым власть судить презревших и отвергнувших Божественное, поистине, и блаженнейшее рабство. «Не весте ли, яко ангелов (т. е. начальников тьмы) судити будем» (1 Кор. 6, 3), говорит Апостол. - Итак, имея столь человеколюбивого Судию, постараемся не лишиться Его милостей и благодеяний неуклонным исполнением боговдохновенных слов Соломоновых: «во всякое время да будут ризы твоя белы» (Еккл. 9, 8), т. е. не осквернены лукавыми деяниями. Поэтому, украсив, подобно невесте наши души, представим себя достойными для соединения с безсмертным Женихом и Царем; и тогда, с Ним совокупившись добродетелями, получим небесные блага от подателя их Христа Бога нашего, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Свт. Иннокентий (Борисов)

Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его

«Побеждающему дам сести со Мною на Престоле». Явно, что Престол сей не есть какой-либо престол чувственный, ибо он подобен тому, на котором восседает Сам Бог: «якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на Престоле Его», – а у беспредельного Божества не может быть престола чувственного. Итак, под именем Божественного Престола должно разуметь состояние владычества, могущества и славы, подобное тому, которым наслаждается Сам Бог: состояние посему столь величественное и блаженное, что мы в настоящем земном заточении нашем не можем и представить его себе в полном и точном виде. Самые пророки и апостолы, когда хотят изобразить его, употребляют для того сравнения, заимствуя их от того, что нам известно наилучшего, как то: от царского величия и славы (Откр. 3:11), от света солнечного (Мф. 13:43), от потерянного блаженства райского (Откр. 2:7), от совершенств мира Ангельского (Мф. 22:30). Притом употребляя различные сравнения для изображения будущего блаженства праведных, священные писатели решительно объявляют, что самый предмет выше этих изображений, что праведным, или, по выражению нашего текста, победителям, уготовано то, чего «око не виде, и ухо не слыша, и на самое сердце« никогда не восходило (1Кор. 2:9), и чего потому невозможно изобразить никаким языком человеческим (2Кор. 12:4). И это-то несравнимое, невообразимое, неизглаголанное Божественное состояние обещается каждому побеждающему! – столько же самому последнему из рабов, как и самому первому из царей!

Слово в день восшествия на престол благочестивейшего государя Николая Павловича, сказанное в Киево-Софийском соборе 20 ноября 1833 г.

Сщмч. Викторин Петавийский

Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его

См. Толкование на Откр. 3:14

Прав. Иоанн Кронштадтский

Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его

Побеждай, человек, твои страсти, чтобы тебе заслужить венец правды. Борьба со грехом и страстями неизбежна в этой жизни; если ты без борьбы уступаешь над собою победу диаволу, плоти или миру – ты виноват, ты враг самому себе; ты не увидишь Царства Небесного, если не будешь стараться побеждать.

А чтобы побеждать тебе врагов твоих – для этого нужно упражняться в борьбе и умудряться в изыскании средств к победе. Даром ничто не дается.

Дневник. Том I. 1856.

Тиконий

Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его

Он показывает, что Сын по допущению имеет участие во власти Отца. Однако что иное значит воссесть на престол Отца, как не то, что Он одной и той же субстанции [с Отцом]? И как Он побеждает дьявола и садится по правую руку от Отца, то и сядет с Ним тот, кто побеждает. Ибо Бог Сын - властитель, Который повсюду в Отце и по собственному могуществу наполняет небо и землю.

Фрагменты.

Лопухин А.П.

Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его

Под престолом Божиим разумеется сопребывание со Христом в Его Царстве. Свойство и величие награды заключается, очевидно, в обетовании возможной близости к Господу Богу как к источнику и подателю всякого блага. Иисус Христос удостоился от Бога Отца полнейшего прославления Своей плоти, так будет прославлен и христианин, если он путем покаяния и креста пойдет вслед за подвигоположником Иисусом Христом.