Толкования на Откр. 5:1

Свт. Андрей Кесарийский

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями

Под книгой следует разуметь премудрую Божию память, в которой, по божественному Давиду, вписаны все; разумеем также и глубину Божественных судеб. Внутреннее сей книги, по причине духа, для понимания недоступно, внешнее же, ради буквы, - удобопонятнее. - Семь печатей означают или совершенное и всеми незнаемое утверждение книги, или же домостроительство испытующего глубины Божественного Духа, разрешить которое никто из созданных существ не может. Под книгой разумеются и пророчества, о которых сам Христос сказал, что частью они исполнились в Евангелии (Лук. 24, 44), но что остальные исполнятся в последние дни.

Свт. Кесарий Арелатский

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями

Запечатанную, - говорит, - семью печатями - то есть закрытую полнотой всех тайн, которая вплоть до страдания и воскресения Христа пребывала запечатанной. Ибо нечто называется заветом лишь после того, как те, которые создают его, умрут; и запечатывается до смерти завещателей, а раскрывается после их смерти. Так и после смерти Христа открываются все тайны.

Изложение Откровения.

Сщмч. Викторин Петавийский

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями

Этим обозначается Ветхий Завет, который дан в руки нашего Господа, который принял суд от Отца.

Толкование на Апокалипсис.

Апрингий

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями

Эта книга, о которой рассказывается, что она написана внутри и отвне, есть весь настоящий мир, все творение, внутреннее которого знает Бог и внешнее которого видит. Он превосходит ограниченный мир достоинством Своей силы и проникает во внутреннее ясностью Своего величия. О книге говорится, что она запечатана семью печатями, чтобы явить ограниченность настоящей седмицы, которой содержится мир. То же иначе: эта книга обозначает учение Ветхого Завета, которое дано руками нашего Господа. Семь печатей суть: первая - воплощение, вторая - рождество, третья - страсть, четвертая - смерть, пятая - воскресение, шестая - слава, седьмая - Царство. Следовательно, это - Христос, поскольку Он исполнил все по человечеству. Все, что в Писаниях было закрыто и запечатано, Он открыл и распечатал.

Трактат на Откровение.

Ориген

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями

Что за книгу видел Иоанн, написанную внутри и отвне? И запечатанную, так что никто ни раскрыть сию книгу, ни посмотреть ее, ни снять печати ее (ст.2) не может, а только лев от колена Иудина, корень Давидов (ст.5), имеющий ключ Давида, который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит (ст.7)? Это означает, что все Писание явлено через эту книгу: написанное отвне - обычное его понимание, внутри - потаенное и духовное.

Комментарии на Евангелие от Иоанна.

Примасий

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями

В деснице - то есть во Христе, ибо Он есть длань Бога, Он - десница Отца; иначе говоря - в блаженстве вечном. Книга, исписанная с внешней и внутренней стороны, есть оба Завета: с внешней стороны - Ветхий, который был виден; с внутренней - Новый, который скрывался внутри. Потому и апостол обратился к евреям, говоря: Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было (Евр 12:18-20) и так далее. Ныне же, сравнивая духовное с духовным, будем думать не о видимом, но о невидимом, ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор 4:18). Но потому сказано, что это одна книга, что нет ни Нового Завета без Ветхого, ни Ветхого без Нового. Ибо Ветхий есть вестник и покров Нового, Новый же - исполнение и откровение Ветхого; ибо и Ветхий, хотя находится с внешней стороны, не скрывает все и не открывает все. Или же, чтобы выразить это яснее, все единство спасительной книги наполнено тем Именем, которое в обоих Заветах или обещано, или исполнено.

Комментарий на Откровение.

Экумений

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями

Описывает нам божественное Писание как некую книгу Божию, в которой записаны все люди. Возможно, книгой он называет Божие памятование о нас, и разве лишь пророк именует ее книжечкой, когда говорит: зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все [дни, для меня назначенные] (Пс 138:16). Мудрейший же Моисей, заступаясь за согрешивший Израиль, взывая к Богу, вопиет: и теперь, если Ты прощаешь им грех их, прости, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх 32:32). Именно такую книгу, написанную внутри и отвне, видит божественный евангелист. Вписанными изнутри могли бы быть те из Израиля, кто благочестиво следовал закону; а снаружи - язычники, которые творили идолопоклонство, по худшему жребию, прежде чем уверовали во Христа. Книга была в деснице Божией, это, как я основательно полагаю, пути святых, поступавших праведно в древности. А книга была закрыта и запечатана семью печатями.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями

Как показывает союз «и», пятая глава есть продолжение четвертой и относится к тому же самому видению и есть только его дальнейшее раскрытие. Ев. Иоанн увидал книгу на раскрытой длани правой руки Сидящего на престоле. Десница Сидящего служит символом и Бож. всемогущества, и Бож. промыслительной деятельности. Книга же, виденная Иоанном, представляется в виде пергаментного свертка, как обыкновенно писались пророческие писания, и была написана внутри и вовне и запечатана седьмью печатями. Исписанность книги с обеих сторон предполагает собою богатство содержания, которое не могло поместиться на одной стороне свертка [Ewald и др]. Сверток был один, но состоял из семи оборотов - частей, которые и были отделены один от другого печатями; по мере снятия печатей сверток сам по себе развертывался далее и далее и обнаруживал свое содержание. Сами же печати могли быть помещены на краю свертка [Ebrard]. На вопрос о содержании книги ответ должен быть тот, что ее содержанием служит все обнаруживающееся после снятия печатей.