Толкования на Откр. 6:6

Свт. Андрей Кесарийский

И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай

См. Толкование на Откр. 6:5

Свт. Кесарий Арелатский

И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай

В вине и масле - елей помазания [Духом] и [евхаристическая] Кровь Господа.

Изложение Откровения.

Беда Достопочтенный

хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай

Берегись, говорит он, как бы дурным примером тебе не ввести в соблазн брата твоего, за которого умер Христос и который несет на себе знак святой крови и помазания. Потому что все - как имеющие превосходные заслуги, так и самые малые, - кто был напитан в Церкви верой во Святую Троицу, искуплены одной совершенной ценой крови Господней. Неслучайно в два фунта, а не в один измеряется совершенство как веры, так и дел, которые произрастают из двусоставного корня милосердия.

Изложение Откровения.

Примасий

И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай

Я считаю, что различные числа - один и три - из-за различия исповеданий, а динарий обозначает жизнь вечную, которая среди пристанищ различных для всех едина, и если по различию заслуг один другого может быть достойней и большей удостоится награды, никто, однако же, не будет в сравнении с другими долголетней; где для каждого свое бессмертие, для всех одна вечность. Говоря о вине и воде, Он воспрещает надругательство над силою священнодействий, то есть над помазанием [Духом] и Кровью бесценной. Посему написано: О, как велика благость его и какая красота его! Хлеб одушевит язык у юношей и вино - у отроковиц! (Зах 9:17). И в псалме: и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его (Пс 103:15).

Комментарий на Откровение.

Тиконий

И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай

Под пшеницей и ячменем Иоанн имеет в виду Церковь, в [лице] ли великих и малых [в ней], или поводырей и народ. Однако один хиникс не меньше трех, и, конечно же, одно совершенство в единичности и троичности. Так Господь говорит, что закваска скрыта в трех мерах муки, предъявляя учение мудрости [в том, что] из малого весь народ обожествляется посредством таинственного числа неделимой Троицы. Но учит также, что одна цена у пшеницы и ячменя, и даже если превосходит один другого заслугами, тем не менее оба искуплены одной ценой.

Фрагменты.

Экумений

И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай

Слово и учение образно выражаются в божественном Писании как семя. Например, у Матфея написано: Вот, вышел сеятель сеять, а затем говорят своему господину преданные слуги: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? (Мф 13:3; 13:27). От семени - пшеничный хлеб, именно - евангельская проповедь, как пища, свойственная совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр 5:14). А что же ячмень? Это учение Моисеева закона, поскольку [ячмень] менее дорогой, нежели пшеница, и по вызревании становится кормом домашнему скоту, что [иносказательно означает] пищу Израиля в детстве.

В самом деле, возглашает Бог посреди четырех животных: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий. Посредством этого повествуется о голоде и нужде живущих в то время людей в евангельском учении от Господа и в законе, согласно написанному: Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних (Ам 8:11). Сказано: елея же и вина не повреждай, - в том смысле, что особенным образом должно претерпеть то или иное тем, кто высокомерно относится ко всякому учению и обращению [к вере]. Господь хочет сказать: «Оставьте их и не производите им никакого вреда. Еще есть на них Моя милость, поскольку еще для них надежда возрадоваться божественной проповеди Единородного Моего Сына». Ибо вино доставляет радость духа сердцу человеческому.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай

См. Толкование на Откр. 6:5