Толкования на Откр. 7:4

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 4-5 И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч

Иуда переводится как исповедание, чрез которое бывают отличаемы спасаемые исповеданием Христа, происшедшего от Иуды.

Беда Достопочтенный

И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых

Этим конечным числом обозначается неисчислимое множество всей Церкви, подражанием рожденной от патриархов либо в потомках по плоти, либо по вере. Если же вы Христовы, говорит апостол, то вы семя Авраамово (Гал 3:29). Об умножении совершенства говорит и умножение двенадцати на двенадцать, исполненное прибавлением тысячи, которая является десятью в кубе и символизирует неразрушимую жизнь Церкви. Поэтому нередко ее представляют числом двенадцать: ведь она в четырехсоставном мире стоит верой во Святую Троицу (трижды четыре равно десяти плюс два). По этой причине для проповеди веры и были избраны двенадцать апостолов, а именно, символизируя числом тайну своей миссии.

Изложение Откровения.

Ориген

И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых

См. Толкование на Откр. 14:4

Экумений

И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых

Много было среди иудеев уверовавших во Христа - больше чем здесь обозначено, - которым обещано было спасение во время всеобщей гибели, по свидетельству тех, кто говорил с Павлом, когда тот был в Иерусалиме: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев (Деян 21:20). И вероятно, не только верные спаслись, но и те, кто по неведению и обману содействовали распятию Господа, о каковых Он сказал: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк 23:34). <…> И не только эти, но и те, кого в то время не было, или те, кто не жил в Иерусалиме, и в силу этого не был сообщником бесчестного сборища достойных проклятия первосвященников относительно распятия; или, будучи там, они были вовлечены в преступление. Он сам благословил все, что происходит под небом, - в противоположность тому, что хотел богоненавистный синедрион беззаконников. Вероятно, все вышеупомянутые впоследствии были отмечены печатью веры Христовой. Ведь иначе не назвал бы их ангел рабами Божиими. Когда же они спаслись - бегством или переходом к римлянам, - то оставшихся нечестивцев постигла ужасная гибель, и они сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков (1 Кор 4:9) в смысле, отличном от того, что имел в виду Павел, говоря о святых апостолах. И конечно же, свидетельствует об этом Иосиф, который насчитал более десяти тысяч погибших от голода.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

Ст. 4-8 И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч

Этих запечатленных из всех колен израилевых оказалось 144 тысячи. Самое число 144 т. по согласному мнению толкователей, очевидно, символическое и должно означать полное число избранных (12 х 12 х 1000). Они названы израильтянами и притом прямо с указанием на 12 колен народа израильского. Но ни то, ни другое обстоятельство не вынуждает с необходимостью заключать, что здесь имеются ввиду израильтяне по плотскому происхождению. И христиане, составляющие новозаветную церковь, которая является продолжением и заменою церкви ветхозаветной, могут быть названы истинными израильтянами, если не по плоти, то по духу [Hengstenberg, Suller, Kliefoth и др.]. Такое понимание вполне соответствует Апокалипсису (II:9; III:9). Под запечатлением нельзя здесь подразумевать обращение евреев в христианство общею массою в последнее время (Рим 11:25-26). Это запечатление не может быть приравнено к принятию христианства, ибо печать налагается на тех, кто уже рабы Божии (ст. 3). Лучше всего под запечатленными разуметь совершенных верующих последнего времени, которые достигнут высшего совершенства и одухотворенности после общего обращения в христианство израильтян - тогда, когда и Израиль по плоти, и Израиль по духу составят единое стадо Христово. Запечатленные Ангелом суть совершеннейшие из христиан последнего времени, избранный народ Божий - тот самый, о котором упоминал Спаситель в Своей эсхатологической речи (Мф. 24:22).

Толковая Библия.