Толкования на Откр. 8:5

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 5-6 И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю

См. Толкование на Откр. 8:4

и произошли голоса и громы и молнии и землетрясение. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить

И быша гласи и громы. Всем этим означаются ужасы, имеющие быть пред кончиною, подобно тому как на горе Синайской они служили присутствия Божественного символами, всех устрашающими и приводящими благоразумнейших к обращению. Сему служат Ангелы, как сострадающие Христоподражательно врачи, прижиганиями и сечениями исцеляя злейший недуг греховный болящих, или, что вероятнее, облегчая ленивым будущее наказание, если только перенесут с благодарностью. – Нас же, честным и драгоценным именем Христовым запечатленных, желающих славы Святых и просящих чрез настоящие скорби освобождения от будущих мучений, человеколюбец Господь, наказуя, да не предаст, как написано, смерти греховной (Пс. 117,18), но да ослабит злые дни вечных мучений, когда изобретателю греха выроется бездна – темное и преисподнее место геенны, чтобы, водворившись со Святыми в жилище всех веселящихся, быть нам с Самим Спасителем Христом, Богом, Которому подобает всякая слава, честь же и поклонение, вместе со Отцом и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Свт. Кесарий Арелатский

И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение

Воспринял Господь тело, то есть Церковь, и во исполнение воли Отца наполнил Ее огнем Святого Духа. И произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. Все это суть духовные возвещения и добродетели Церкви.

Изложение Откровения.

Беда Достопочтенный

и наполнил ее огнем с жертвенника

Хорошо сказал Иоанн, что кадильница была наполнена огнем. Ведь не мерою дает Бог Духа (Ин 3:34). И мы знаем, что особенно наполнена [огнем] человеческая природа Христа, в Котором обитает вся полнота Божества телесно (Кол 2:9).

Изложение Откровения.

Тиконий

И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение

И воспринял Господь тело, то есть Церковь, и, исполняя волю Отца, наполнил ее огнем с жертвенника, то есть властью разрешать и связывать, которая состоит из жертвоприноше­ний и умилостивлений Бога. Поэтому также сказано: Тот, Кто творит ангелами Своими духов, служителями Своими – огонь пылающий (Пс 103:4). Ибо в них получает Церковь всю власть на небе и на земле, пока совершает приношения Богу, когда, в первую очередь, Господь предлагает Себя, а святые предают свои тела как живую священную жертву. И посылает их на землю, так как через проповедь Церкви приходит свидетельство миру о грядущем негодовании [Божием], как говорит Захария: Я сделаю князей Иудиных, как жаровню с огнем (Зах 12:6), и следующее. <…>

И произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. Все это – предметы духовные, [относящиеся] к Церкви, то есть голоса порицателей, угрожателей, порождений ехидниных или [возглас] покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2). Гром – предвестье христианской веры; молния – добродетель трезвости; землетрясение – гонения, приход которых и предвещен, и претерпева­ется в разные времена.

Фрагменты.

Экумений

Затем, по его словам, взял божествен­ный ангел кадильницу, и наполнил ее огнем Божиим, и поверг на землю; и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. Возможно, что именно этот огонь Божий кто-то из ангелов низринул на гору Синай, и настали громы и голоса, и трубы, и молнии, и заволоклась гора дымом, поскольку прибыл Бог. Стало быть, как тогда надвинулись молнии и устрашающие видения, так и теперь они предше­ствуют славному явлению Господа.

Комментарий на Откровение.