Толкования на Откр. 8:8

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 8-9 Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью. И умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла

Сим, сообразуясь с мнениями некоторых, свидетельствуется, что по воскресении море с живущими в нем будет гореть очистительным огнем. Если указание на третью часть и является здесь несообразным, ибо, как сказано, мучимых будет больше, чем спасаемых, то несоответствие такое может быть устранено, если сии слова отнести к настоящей жизни, которая образно и называется морем. Тогда и подтвердится, что третья часть всех живущих погибнет, ибо по бездне Божественных судов одни будут наказаны скоро, а другие, по долготерпению, введены будут к покаянию и обращению. - Под горой, полагаем, следует разуметь диавола, который, будучи на нас распаляем яростью и соблюдаем для геенны, во время своего попущения рассеет и погубит в море третью часть островов, кораблей и живущих в нем, как некогда сделал с Иовом; ибо он, по Божественному праведному суду, есть враг и мститель, так как «кто кому повинится и покорится, тот тому и поработает» (2 Петр. 2, 19).- Ничего, наконец, нет странного и с разумом несообразного, если смерть душевная посылается и на тех, которые в море хулят Троицу делами жизни и словами.

Беда Достопочтенный

Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью

Вторая [труба означает] извержение из Церкви дьявола, еще сильнее возжигающего море века сего. <…> С ростом христианской религии дьявол, раздувшийся от высокомерия и пылающий огнем своей злости, был низвержен в море века сего, по слову Господа: если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет (Мф 21:21). Это не значит, что он не был там прежде, но, извергнутый из Церкви, он еще более ополчился на своих последователей, навлекая на них спесью плотской премудрости духовную смерть. Ведь помышления плотские суть смерть (Рим 8:6). Апостолов наставляли не плоть и не кровь, но Отец, Сущий на небесах. Они управляли кораблем веры по тому самому морю, по которому прошли стопы Господа.

Изложение Откровения.

Примасий

Гора, пылающая в море, есть дьявол, посланный в народы. Третья часть моря сделалась кровью: кровь есть мудрость плоти, которая враждебна Богу. Так сказано о ней, ибо через нее душа человеческая погибает. Посему апостол говорит: Мудрствование по плоти смерть есть, ибо плоть и кровь Царствия Божьего не приобретут (Рим 8:6).

Комментарий на Откровение.

Тиконий

Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью

Говоря о горе, пылающей огнем, Иоанн имеет в виду дьявола, который пожирает тех, кто сблизился с ним. Большим же потому назван, что он ангел среди других ангелов и сам сотворен. <…> Морем он называет мир, в котором наблюдал дьявола, низвергнутого с небес, словно огонь пылающий.

Фрагменты.