Толкования на Откр. 9:13

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 13-16 Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его

Некоторые утверждают, что эти четыре Ангела суть Михаил, Гавриил, Уриил и Рафаил, связанные всесилием Божественного созерцания и вместе с другими бесчисленными Ангелами разрешенные в день судный для осуждения нечестивых, из которых третья часть будет истреблена. Я же думаю, что и сии суть связанные в пришествие Христово прелукавые демоны, которые по Божественному повелению, исходящему от пренебесного жертвенника, образ коего был в древней скинии, и разрешаются Божественным Ангелом для возмущения народов не только против христиан но и друг на друга, чтобы чрез сие явились одни испытанными, верными и достойными лучших наград, подобно созревшей пшенице, - высших обителей и хранилищ, а другие, подобные плевелам, - нечестивые, бесконечно грешные и не раскаявшиеся, и здесь справедливо наказуемые, получили еще более жестокое осуждение на суде. - А что связаны были при Евфрате, в том нет ничего странного ибо, по изволению Божию, до времени были осуждены одни в бездну, другие в свиней, некоторые в иные места, чтобы по совершенном окончании брани против людей подвергнуться им вечным мучениям. А может быть, упоминанием о Евфрате указывается на то, что из тех стран выйдет антихрист. - Во множестве же бесов сомневаться нельзя; и все святые свидетельствуют, что ими переполнен воздух. - А что значит третья часть избиенных, о том говорили мы уже ранее.

Свт. Кесарий Арелатский

и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом

Под жертвенником, стоящим пред Богом, надо понимать Церковь, которая во время последних гонений отважилась пренебречь словами и приказаниями безжалостнейшего царя и отделиться от повинующихся ему.

Изложение Откровения.

Беда Достопочтенный

Шестой ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом

Шестая [труба говорит] о начале антихристом и его сторонниками войны против Церкви и - после вставки, посвященной повторению повествования о пришествии Господа, - о поражении этого врага.

<…> Шестой ангел символизирует тех, кто пророчествует о последних испытаниях, раскрывает, как предсказывает Евангелие, обман антихриста.

Без сомнения, рога золотого жертвенни­ка суть Евангелия, которые выступают вперед из тела Церкви.

Изложение Откровения.

Тиконий

Шестой ангел вострубил

Говорится, что первое горе прошло и зазвучала труба шестого ангела: это возвещение последней проповеди - проповеди шестого периода.

Фрагменты.

Лопухин А.П.

Ст. 13-14 Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате

Новое горе поражает мир по звуку шестой трубы. Под золотым жертвенником, как и 8:3, разумеется жертвенник кадильный, находившийся в святилище скинии; и четыре рога, упоминаемые Иоанном, должны напоминать рога того жертвенника (Исх. 27:2). Рога, вообще служащие символом могущества, находясь при жертвеннике, указывают на милосердие Божие. Под четырьмя ангелами, связанными при реке Ефрате, разумеются ангелы злые, а под р. Ефратом - неточное географическое название исторической местности, так как это не соответствует бесплотной природе ангелов, но есть символ. Злые ангелы - демоны после страданий Иисуса Христа были связаны повелением Божиим в своей зловредной деятельности. Указание же на реку Ефрат, как место их лишения свободы, говорит о том, что здесь прежде всего должна проявиться свобода их деятельности; здесь, а не в другом месте, они обнаружат свои зловредные действия. При Ефрате, в нечестивом и развратном Вавилоне (16:19; 18:10) или в городе (и местности), подобном ему по своему нечестию, злые ангелы впервые пред концом мира получат свою полную свободу в среде нечестивых, отпадших от христианской веры и ее спасительной силы.

Толковая Библия.