Толкования на Откр. 11:3

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 3-4 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли

Многие из учителей думали, что сии два свидетеля, Енох и Илия, при кончине получат от Бога время пророчествования в продолжение трех с половиною лет, означенных тысяча двумя стами шестьюдесятью днями. - Облечетем во вретище они показывают, что сетования и плача достойны будут все тогда существующие и отвлекаемые от обольщения антихристова. Пророк Захария указал на них под видом двух маслин и двух светильников (Зах. гл. 4-я), ибо пища для умного совета приносится елеем богоугодных дел.

Толкование на Апокалипсис.

Сщмч. Викторин Петавийский

И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище

Многие считают, что [два свидетеля] - это, вместе с Илией, Елисей или Моисей - но каждый из них мертв. О смерти же Иеремии ничего не известно. Поэтому все наши древние [писатели] передают, что [второй свидетель] – это Иеремия. Ведь и само Слово, полученное им, свидетельствует, говоря: прежде нежели Я образовал тебя во чреве матери твоей, Я познал тебя <…> и пророком для народов поставил тебя (Иер. 1:5). У язычников же он не был пророком, и потому, по каждому из двух пророчеств, что Бог обещал, с необходимостью этим обладает и исполняет - то есть чтобы Иеремия был пророком у язычников.

Комментарий на Откровение.

Сщмч. Ипполит Римский

И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище

Из Писаний мы научены, что есть два пришествия Христа и Спасителя. При этом первое по плоти было бесслав­ным ради того, чтобы Он показал Себя уничиженным. Тогда как второе Его пришествие возвещено во славе, так как явится Он с небес с могуще­ством и ангелами и славою Отца. Первое Его пришествие имело пред­течею Иоанна Крестителя; второе, когда он придет во славе, покажет Еноха, Илию и Иоанна Богослова.

Обрати же внимание на человеко­любие Господа, как Он и в последние времена будет заботиться и сжалится над родом смертных, как Он даже и тогда не оставит нас без пророков, но пошлет их для нашего научения и уверенности, а также и для того, чтобы мы обратили внимание на пришествие противника, - как в этом случае еще и Даниил предуказал. Ведь он говорит: положу завет в продолже­нии одной седмицы, и в половине седмицы отнимется Моя жертва и возлияние, а под одной седмицей, которая будет в позднейшие времена, он показывает обозначение семи годов. И вот половину седмицы займут два пророка вместе с Иоанном для того, чтобы проповедовать во всем мире о пришествии антихриста, а именно: займут дней тысячу двести шестьдесят, облекшись во вретище.

О кончине мира.

Примасий

И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище

Прежде сказано: тебе надлежит опять пророчествовать (Откр. 10:11). А здесь: И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать. Ибо там Он говорит об Иоанне, а здесь о двух свидетелях -то есть Церковь двумя Заветами проповедует и пророчествует. С другой стороны, истина объявляет, что есть два рода свидетельств: душевным расположением и действием. Свидетельство душевным расположением, известное одному Богу, происходит в сердце, и оно не заслуживает никакого одобрения во время испытания. Свидетельство же делом осуществляется публично на глазах у людей, когда гонения представляют удобный случай для этого. Ибо иногда кажется, что душа нуждается в свидетельстве, а иногда, в иных ситуациях, что свидетельство - в душе. Поэтому говорит блаженный Киприан: «Попасть в руки язычников и там исповедать Господа - это первое победное отличие; осторожно скрыться, чтобы чрез это сохранить себя для Господа -это вторая ступень к славе. Там исповедание всенародное; здесь -тайное. Тот побеждает судью мирского; а этот, довольствуясь своим судьей Богом, сохраняет совесть свою чистой в непорочности сердца». Это яснейшим образом удостоверяется примером двух сынов Зеведеевых. Иаков, убитый Иродом, почитается мучеником из-за публичного исповедания, в то время как его брат, евангелист Иоанн, был увенчан тайным мученичеством, пребывая подле Иисуса. Ведь, очевидно, что ранее Господь обоим сказал: чашу Мою будете пить (Мф. 20:23). Один, разумеется, на деле, а другой - душевным расположением.

Облечены во вретище, то есть утверждены в исповедании. Ибо смирение исповедания объединяет оба вида свидетельства.

Комментарий на Откровение.

Экумений

И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище

После того как в видении соткалось перед евангелистом все то, что отно­сится к домостроительному воплоще­нию Господа: рождение, искушение, учение, вызванное им бешенство, а также крест и воскресение, и второе пришествие, и воздаяние как святым, так и грешникам, - открывается то, что относится к предвестникам Его второго пришествия.

Теперь, словно обращаясь назад, Иоанн получает поучение об этих людях. Ибо то, что Священное Писа­ние возвещает нам о пришествии Илии Фесвитянина, совершенно ясно. Когда Малахия говорит: Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал. 4:4-5). Или как Господь говорил у Матфея о Крестителе: И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти (Мф. 11:14). Ни о каком другом предве­стнике мы с очевидностью ничего не услышали, кроме того, что Бытие сказало о Енохе: Угодив Богу, был взят Им (Быт. 5:24). И мудрый апостол говорит о нем: Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его (Евр. 11:5).

В предании Церкви господствует древнее учение, что после Илии Фесвитянина придет Енох, предва­ряя второе пришествие Христа, которое должно случиться после пришествия антихриста. Ибо говорят, что они придут прежде и будут свидетелями того, что твори­мые антихристом знамения являются ложными и что нет необходимости верить грешнику. О них теперь рассказывает видение, что они пророчествовали столько дней, используя или некое таинственное число, или то, которое действитель­но будет. Они будут делать это, будучи облечены во вретище. Ибо будут оплаки­вать непослушание тех людей.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

Ст. 3-4 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли

Название свидетелей употреблено в общем смысле проповедников Бож. истины, христианского учения. Они были пророками и проповедниками в самом широком смысле этого слова, и цель их проповеди не столько вразумление нечестивых, сколько и общее назидание и утешение праведников через предвозвещение грядущего Божия суда [Андрей Кесар., Primasius, Calmet, Lutardt]. Так что и облачение их во вретища (ср. Иер. 4:8; Мф. 11:21) может быть понимаемо в общем значении одежды проповедников. Срок их проповеди - 1260 дней (42 мес., 3 1/2 года) должно рассматривать как указание определенного времени. Этого требует самая точность выражения, доходящая до такой малой единицы, как день, и в таком большом количестве, как 1260. Два свидетеля - несомненно две отдельных действительных личности. Такого понимания требует не только описание их личных особенностей, но и их сопоставление с антихристом и с его лжепророком. Есть два события в Библии, которые остались неразъясненными: это - именно отрицание факта смерти Еноха и взятие живым на небо прор. Илии. Как могли эти два человека избежать смерти, когда она есть oбщий удел всего человечества (Евр. 9:27)? Не они ли поэтому суть те два апокалиптических свидетеля, которые должны будут придти в конце времени? [Comel a Lapid, Krementz] Говорит в пользу этого и то обстоятельство, что некоторые черты изображения свидетелей (заключение ими неба, изведения огня из уст) как бы взяты с исторической личностью прор. Илии. В пользу этого толкования говорит, наконец, и авторитет древних святоотеческих толкований (св. Ипполит, св. Ефрем Cирин, св. Иоанн Дамаскин, св. Андрей Кеcap.). В дальнейших стихах раскрываются более подробно некоторые черты жизни и деятельности свидетелей. Они - две маслины и два светильника (Зах. 4:2-3, 14). Это говорит об особенном наделении их Бож. дарами, благодаря которым они являются могущественными и авторитетными проповедниками Божественной истины и просвещения. Они, таким образом, стоят пред Богом, т.е. посланы, назначены Богом быть Его свидетелями пред людьми («земля»), живущими во всей вселенной, пред всем человечеством.

Толковая Библия.