Толкования на Откр. 11:15

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 15-18 И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси, и был, и грядешь, что Ты приял силу Твою великую и воцарился

Здесь снова говорит, что Святые Ангелы и жившие ангельски воссылают благодарение Богу, ибо ради нас, как человек, соизволил Он принять царство, которым, как Бог, обладал от начала, на неверных же народов, сим раздражившихся, как бы новым и странным учением, долго терпев, послал, наконец, наказание. Посему далее и говорит:

И разсвирепели язычники; и пришел гнев Твой, и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, Пророкам и Святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить погубивших землю.

Говоря о времени мертвых указывает на время воскресения мертвых, в которое каждому по делам будет дано соответствующее воздаяние. - Под Пророками, Святыми и боящимися Бога можно разуметь три степени людей: приносящих плод во сто, в шестьдесят и в тридцать, тогда как Апостолы получат первое место и сидение на двенадцати престолах, - Малыми и великими, думаем, называются или меньшие Святые и их превосходящие, или малыми - уничиженные грешники, а великими - праведники.

Толкование на Апокалипсис.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

царство мира сделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков

Вот конечная цель домостроительства Божьего на земле: превратить мир сей в Царство Христово, вечное, блаженное. К сему направлены все труды и подвиги служителей и исповедников Христовых во все времена и среди разных племен и стран. Задача и высший смысл жизни каждой отдельной страны – не в ее обширности, могуществе, внешней славе, не в ее образовании и во внешней культуре, а в том, чтобы людей своих воспитывать как будущих граждан Небесного Иерусалима и вечного Царства Христова. Конечно, не все люди войдут в это блаженное вечное Небесное Царство, но те, кто сего возжелает и кого Господь признает достойным. Премудрый и Всемогущий и Всеблагой Господь из всего народа и всех времен избирает достойных в Церковь Свою, истинную, святую, здесь их воспитывает разнообразными скорбями и милостями, чтобы они стали зрелой пшеницей, гладкими камнями в будущем великом здании Царства Христова, которое начинается здесь, в Церкви Божией. Трудна, опасна земная жизнь чад Церкви Христовой – будущих граждан Небесного Града; но таков путь туда – иного нет. Многие уже прошли этим путем, и многие пройдут еще…

После сего, говорит тайнозритель, взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих… И один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них (Откр. 7:9, 13–15).

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Беда Достопочтенный

И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков

Седьмая [труба] - судный день, в который Господь вознаградит Своих [верных] и изгонит тех, кто позорил землю. <…> Шесть предшествующих труб, соответствующие шести периодам нынешнего века, провозглашали начало различных сражений Церкви. Седьмая же, объявляющая о начале вечной субботы, возвещает лишь о победе и воцарении истинного Владыки.

Изложение Откровения.

Экумений

И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков

В качестве отступления видение, приведя рассказ о нападении на двух свидетелей, или пророков, и всесто­ронне рассмотрев связанный с ними эпизод, возвращается к предыдущему, от которого отошло. Отошло же оно от будущего воздаяния святым и от того, что язычники по числу превзош­ли израильтян и что прославившихся в Новом Завете больше, чем в Ветхом.

И говорится, что, когда востру­бил седьмой ангел, раздались на небе голоса, говорящие: царство мира содела­лось царством Господа нашего и Христа Его. Бог царствует вечно, и не начиная, и не прекращая управлять небом и землей и всеми зримыми и духовными созданиями, но безна­чально и бесконечно есть Владыка и Господь всего. <…>

Когда земное царство людей устранится в конце нынешнего века, будет царствовать только Бог. Поэто­му сказано, что царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, когда царствующие на земле люди и владычествующие демоны устранятся и перестанут царствовать.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

Ст. 15-17 И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что Ты приял силу Твою великую и воцарился

Третье и последнее горе не раскрывается подробно во втором порядке апокалиптических видений. Тайнозритель только лишь предуказуется на это горе (ст. 18), и порядок заканчивается изображением видения небожителей и небесного храма. - При звуке трубы седьмого Ангела тайнозритель услыхал новые громкие небесные звуки и голоса - вероятно, те самые, которые всегда раздавались вокруг престола Божия и которые принадлежали четырем серафимам - животным (IV:8), Ангелам (V:11) и сонму святых прославленных (VII:9). Голоса говорили, что вместо царства мира наступило Царство Господа Иисуса Христа, ибо над миром прекратилась уже царская власть [Hengstenberg, Kliefoth, Еbrard] (господство) антихриста.