Толкования на Откр. 12:7

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 7-8 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе

Cиe можно отнести и к первому диавольскому за гордость и зависть низвержению из Ангельского чина, а также и поражению его Владычным крестом, когда, говорит Господь, князь миpa сего был осужден и изгнан из прежнего владычества (Ин. 12:31), Божественные Ангелы с Архистратигом Михаилом, не терпя гордости и превозношения, прежде всего правильно извергли его из своего сообщества, как подтверждает сие и Иезекииль: он извержен был Херувимами из среды огненных камней (Иез. 28:16), т. е., полагаю, из среды Ангельских чинов за найденные в нем беззакония и неправды. В пришествие же Христово служащие ему после искушения Ангелы снова им возгнушались, как обесчещенным рабом. Да будет же известно, как думали Отцы, что по устроении чувственного мiра за гордость и зависть он так низвержен, что, говорит Апостол, ему вверено было прежнее начальство воздушное (Еф. 6:12). И Папий говорит: «некоторым из них, т. е. из прежних Божественных Ангелов позволил владеть и управлять устроением земли и поручил начальствовать хорошо, но, - говорит далее, - случилось, что они ни во что обратили свой чин».

Толкование на Апокалипсис.

Сщмч. Викторин Петавийский

Ст. 7-9 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним

Это начало прихода антихриста. Однако прежде следует Илии проповедовать и наступит мир, и после того, как через три года и шесть месяцев завершится проповедь Илии, антихрист будет сброшен с неба, где он до сегод­няшнего времени имел власть возвы­шения, [как] и все ангелы-отступники. О том, что антихрист поднимается из преисподней, говорит и апостол Павел: доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею (2 Фес. 2:3-4).

Комментарий на Откровение.

Примасий

Ст. 7-8 И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе

Не следует думать, что дьявол и ангелы его осмелились воевать на небе, поскольку без Божьего попуще­ния дьявол даже не мог искушать Иова. Небесами, скорее, он довольно определенно назвал Церковь, где непрерывно каждый из верных сражается с духовными пороками. Поэтому апостол говорит: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего (Еф. 6:12). Потому Иоанн говорит, что Михаил и ангелы его борются с дьяволом, что, если правильно понимать это место, по воле Божьей он борется за нее, молясь за Церковь странствующую и доставляя ей помощь. Как говорит апостол: не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр. 1:4). Ибо и само имя Михаил переводится как «помощь Божия», и, соответственно, это дело предназначено именно ему.

И Даниил сказал, что во дни после­дних испытаний Михаил придет на помощь Церкви: И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найде­ны будут записанными в книге (Дан. 12:1). Ангелы названы его ангелами в соответ­ствии с определенной манерой речи, которую мы находим в другом месте: ибо ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18:10). Их, то есть тех, кто по вере начали быть гражданами во Христе. Так и здесь - ангелы его, потому что предполагается, что они находятся под защитой одного главы и одаряются одним Духом-Жизнеподателем <…>.

Следует понимать, что дьявол и ангелы его - это не только подобные ему по природе и произволению, но люди, которые уловлены в их силки, стали такими же спутниками дьявола. Ибо из-за свойств произволения и о дьяволе сказано: враждебный человек сделал это (Мф. 13:28), и об Иуде: один из вас дьявол (Ин. 6:70). Дьявол, конеч­но, говорится из-за двойственного состава его воинства; побежденный же, как сказано, он был исторгнут теми, кто после отвержения его, приняв веру во Христа, ошибок его больше не повторял. Но в них - непоколебима любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1 Тим. 1:5). Или поскольку Церковь уже отделена от всякой примеси зла и прославлена будущим блаженством, дьяволу и ангелам его никакого места более не остается, чтобы совращать злых и искушать добрых. Поэтому псалом, указывая на дьявола, говорит: и мимо иду, и вот нет его, и ищу его, и не находится место его.

Комментарий на Откровение.

Экумений

Ст. 7-8 И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе

Видение, намереваясь нам рассказать о событиях, связанных с антихристом, подразумевает начало предшествующее, о чем отчасти и прежде вспоминалось. Ибо падение сатаны с неба <…> начало более раннее. Об этом и Господь сказал: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10:18). Почему же говорит Иоанн: И произошла на небе война? Священное Писание говорит, что сатана не склонился перед Богом, то есть возвысил сильную и непреклонную шею против Него и отступничество совершил. Бог, Который благ и смирен по природе, терпит его. Но ангелы Божьи, не вынеся дерзости своего владыки, отстранили его от жительства с ними. Поэтому тут говорится, что Михаил, один из великих вождей среди ангелов, боролся с сатаной и его товарищами. И сатана не выстоял в поединке с ним.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

Ст. 7-8 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе

Непосредственно за восхищением сына - мужа к Бож. престолу между разгневанным неудачею драконом и небесными силами произошла борьба. Она представлялась Иоанну происходившею на небесном своде и имела образ сражения между Михаилом и Ангелами с одной стороны и между драконом и его ангелами - с другой. Михаил есть Ангел, один из творных духов, приближенных к Господу Богу (Дан. 10:13, 21; 12:1; Иуд. 9). Михаил, как архистратиг небесных сил (ср. Haв. 5:13-16), как их руководитель, во главе их является защитником добра, и правды, и блага всего человечества, в особенности же христиан как духовного Израиля, народа Божия по преимуществу [Kliefoth]. Таким образом, борьба представляется происходящею между небесными силами добрыми и злыми. Она кончилась тем, что злые ангелы вместе с их начальником драконом - диаволом были побеждены, и для них уже не нашлось места на небе. Так как только искупительные заслуги Христа Спасителя положили конец прежнему доступу диавола на небо и некоторому равноправному положению среди добрых Ангелов, то и борьбу эту, и победу нужно отнести к тому времени, когда совершилось пролитие Христовой крови, - ко времени установления Нового Завета. Ангелы на небе первее всего воспользовались плодами этой жертвы и окончательно изгнали из своей среды диавола, а вслед за ними и вместе с ними так поступали и поступают эти истинные христиане (1 Ин. 5:4).

Толковая Библия.