Толкования на Откр. 13:1

Свт. Андрей Кесарийский

И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные

Иные под зверем разумели некоторую нижайшую силу сатаны, имеющую власть над прочими демонами, а под выходящим из земли после него - антихриста. Мефодий, Ипполит и другие принимают настоящего зверя за самого антихриста, выходящего из много - мятущегося и сильно волнующегося сего житейского моря. - Десять рогов с венцами и семь глав показывают на тождество диавола с самим антихристом (ибо и выше сие отнесено к нему же), а также на разделение земного царства в последнее время на десять царств и на соответствующее сему миру царство седьмое, измеряемое семью днями и, как подтвердится ниже, разделяемое на семь преемств. Потому действующий в нем сатана и назван князем века сего. Его хульное имя видимо на главах его, т. е. на помощниках и слугах его, ибо они не переставали хулить Бога от начала до появления Великого и благочестивого Константина, после которого злохулителями Христа были Юлиан и Валент.

Толкование на Апокалипсис.

Свт. Кесарий Арелатский

И увидел выходящего из моря зверя - то есть от злого народа. Сказал выходящего, то есть рождающегося - подобно тому, как цветок во благо возникает от корня Иессеева. Выходящим из моря зверем он называет нечестивых людей, которые суть тело дьявола.

Изложение Откровения.

Сщмч. Ириней Лионский

И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные

Поскольку в этом мире некоторые приходят к свету и через веру соеди­няются с Богом, а другие уклоняются от света и сами отделяются от Бога, то Слово Божие приходит и всем приго­товляет приличное жилище: тем, которые находятся в свете, чтобы наслаждались им и его благами, а тем, которые во тьме, чтобы терпели ее бедствия. <…> Поэтому апостол говорит: за то, что они не приняли любви Божией для своего спасения, за это и пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все не верующие истине, но возлюбившие неправду (2 Фес 2:10-12). Ибо когда он, антихрист, придет, то по своему желанию сосредоточит в себе самом богоотступничество и по своему произволу будет делать дела, какие ему угодно, и воссядет в храме Божьем, чтобы обольщенные им поклонялись ему как Христу. Почему и справедливо будет он брошен в озеро огненное (Откр 19:20). Бог же по Своему предведению знает все это наперед и в надлежащее время по­шлет такого человека, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все не верующие истине, но возлюбив­шие неправду.

Против ересей.

Беда Достопочтенный

И стал я на песке морском - то есть на множестве народа, возметаемого ветром по лику земли. Без сомнения, именно на них, привыкших поддерживать вражеские замыслы, становится враг, желая плести интриги и развязать войну.

Изложение Откровения.

Тиконий

И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные

Здесь Иоанн упоминает море, каковое прежде назвал бездной (Откр. 11:7), из которой выходит этот зверь. В обоих [образах] обозначен народ, ведь он представляет, что народ исходит из народа и из народа возникает зверь. Зверю же свойственно по природе быть противоположностью Агнцу, но в изложении следует в соответствии с местами понимать, о какой стороне зверя идет речь. Ибо иногда Иоанн дьявола называет зверем, иногда - его тело, иной раз - одну из голов этого зверя, которая, будучи притворно до смерти пораженной, воскресает, в передразнивание истинной веры, а иной раз под зверем подразумеваются властители. Итак, здесь он о теле дьявола говорит как о звере, выходящем из моря, с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Так как он желает, чтобы его почитали Богом, то по праву сказано о нем, что имена его богохульные.

Фрагменты.

Экумений

И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные

В предыдущем видении божественный евангелист узрел знамение на небе: Вот, большой красный дракон (Откр. 12:3). А теперь он рассказывает, что увидел выходящего из моря зверя, подобного барсу. Затем в следующем видении он снова видит другого зверя, выходящего из земли, имеющего два рога агнчих. Таким образом, всего он видел трех зверей. Первого на небе, второго - из моря, и третьего - из земли. Но кто такие первый и третий звери, ясно всем. Первый есть змей - начальник зла, отступник, возвышаю­щий шею пред Богом всемогущим, то есть сатана. Третий есть антихрист. Но этот средний зверь, ныне нам в виде­нии явленный, кто же он? Я полагаю, что он придет после дракона-отступни­ка, то есть после сатаны, предводителя демонов. Ибо многие пали вместе с ним. Отсюда ясно, что Священное Писание говорит о начальнике всех демонов, что он предан морю и тарта­ру. Возможно, так в фигуральном смысле называются суета и смятение, в которых он пребывает, объясняя, из какого состояния в какое он перешел и что он соблюдается на суд великого дня (Иуд. 1:6) <…>

Этот второй зверь, ныне нам явленный, выведен в книге Иова беседующим с Богом, приступающим к Иову и многие испытания ему принося­щим. Он также говорил, что ходил по земле и обошел ее (Иов. 1:7). И не только книга Иова, но и Господь напоминает о нем у Иоанна, обращаясь к иудеям: Ваш отец дьявол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубий­ца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8:44). Он называет дракона-отступника отцом дьявола - именно того, кто предстает перед нами в видении, как предводителя их и первого, кто совер­шил отступничество. Так и святой Авраам почитается отцом народов, будучи их предшественником в вере, как о нем было сказано: Я сделаю тебя отцом множества народов (Быт. 17:5).

Итак, тщательно, по моему мне­нию, рассудив о них, мы перейдем к последующему. И увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим. Иоанн увидел его выходящим из моря, ибо для него восхождение и как бы возвышение происходит из смятен­ной и неспокойной жизни людей, которые избрали его тираном над собой. А десять рогов предрекают ему великое могущество, как и семь голов - некое коварство и власть, полученную при помощи хитростей и трюков. Ибо десять и семь - совершенные числа. Десять диадим его на рогах указывают, что он получил власть над человече­ством, после того как мы, обманув­шись, по своей воле передали ему ее. А на голове его имена богохульные. Хоро­шо сказано: на голове его. Ибо против самого себя и против собственной головы безумствует он, оскорбляя Бога, и, отрицая почитание Божества, он обращает его на себя.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

Ст. 1-2 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть

Первый стих нужно принимать как указание на новую сцену зрения, как на новое явление пред очами тайнозрителя, при совершенно новой обстановке. Иоанн видит зверя, выходящего из моря, а не из бездны, как в XI:7. Очевидно здесь речь о другом существе. Зверь XIII-й главы совершенно самостоятельный символический образ (ср. Дан. 7:27; 10:14). Самое наименование «зверя» употреблено здесь в смысле такого животного, у которого особенно выступают свойства жестокости и кровожадности. Он выходит из моря, которое на языке Свящ. Писания весьма часто употребляется в смысле множества народов, притом народов неспокойных, метущихся и враждебно относящихся к Царству Божию, к народу Божию (Пс. 93:3; Ис. 8:7, 8; 17:12; Иер. 46:7). На этом основании и символ зверя, выходящего из моря, нужно понимать как изображение существа, которое выходит из среды грешного, боговраждебного человеческого мира. Таким образом зверь XIII гл. есть антихрист, который, по верованию Православной Церкви, будет последним представителем и выразителем боговраждебной диавольской силы, царем антихристианского царства. Дальнейшие признаки описываемого зверя символически изображают пред нами, как и чрез кого действовал диавол в прежнее время, и как и чрез кого будет он действовать в последнее время. - Зверь в Свящ. Писании служит обыкновенно символом царства, а голова зверя - указанием на царя, стоящего во главе царства. Поэтому, и сообразно с 17:10, изображение зверя с семью головами есть только прием апокалиптического раскрытия истины, и под головами нужно разуметь царей и царства в их последовательности. Царства, представляемые семью головами зверя, суть, очевидно, те царства и народы, которые были враждебны установлению Божьего Царства на земле и опасны для народа Божия. Сам тайнозритель не дает никакого решения вопроса об этих царствах. Очевидно, как для него, так и в существе дела важно не то, в каких определенных царствах обнаруживалась боговраждебная сила диавола. Более важно, что эта диавольская сила, сила князя мира сего, обнаружится таковою и в последнее время, и притом так, что предшествующие ее обнаружения как бы войдут в общий состав; и все зло, которое по частям обнаруживалось в мире в лице тех или других царств и государей, враждовавших против Царства Божия на земле, обнаружится во всей своей совокупности в лице царя последнего царства, в лице антихриста, зверя о семи головах. - Говоря о десяти рогах зверя, ев. Иоанн не указывает, как были размещены они. Он как бы хочет показать, что рога зверя принадлежали не какой-либо одной голове, но всему зверю, всем головам вместе и каждой в отдельности. Рог есть общеизвестный в Свящ. Писании символ могущества власти, и десять рогов, как число полноты, говорит, таким образом, о высшей силе и могуществе зверя антихриста. И если когда-либо эти десять рогов будут означать нечто определенное, т.е. десять царей с их царствами, то только в последнее время, в дни антихриста. Диадемы над рогами зверя, как царское головное украшение, также говорит о царской власти зверя-антихриста, о его праве обладать миром, каковое право он получит от диавола-дракона (ст. 2). Такое происхождение власти зверя естественно отразится на его отношении к Богу: мы видим на головах зверя имена богохульные, которых было, очевидно, несколько. Смысл этого тот, что зверь, как орудие деятельности диавола, столь проникается боговраждебными стремлениями, что у него, как бы на его лбу, будет отражаться то внутреннее существо, которым будет самопроизношение и богохульство [Kliefoth]. Об этом предсказано и Ап. Павлом в послании к Солунянам (2 Сол. 2:4; ср. Дан. 7:8, 25). Для указания на губительность и зловредность деятельности зверя ему приписываются свойства не одного, а трех зверей: барса (лукавство), медведя (упорство) и льва (высокомерие и алчное властолюбие); все это вместе говорит о коварстве и жестокости. Дракон, т.е. диавол, дает этому зверю свою силу, свой престол и великую власть. Сила диавола - это те его природные силы и способности, которые принадлежат ему как духу и черному и высшему божественному созданию. Трон диавола есть весь мир, князем которого называет его Свящ. Писание. Господь попускает диаволу пользоваться властью над миром, хотя лишь постольку, поскольку сам мир, как лежащий во зле, позволяет диаволу властвовать над собою (1 Ин. 5:19).

Толковая Библия.