Толкования на Откр. 13:3

Свт. Андрей Кесарийский

И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена; но эта смертельная рана исцелела

Словами «видех едину от глав его заколену в смерть» указывается или на то, что кто-нибудь из князей его, будучи умерщвлен, посредством чарований антихриста и ослепления, ложно показан будет воскрешенным, как сделал Симон волхв и был обличен верховным Апостолом Петром, - или что царство Римское, потерпев от разделения как бы некоторое умерщвление, от единовластия (антихристова), на подобие кесаря Августа, окажется возставшим.

Ст. 3-4 И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонились дракону, который дал власть зверю. И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним

И чудися вся земля. - Явленное ложно антихристом чудо будет приписано действующему в нем диаволу, чрез него и змею будут покланяться; чрез него же для ослепленных умственными очами он окажется воскрешающим мертвых и совершающих чудеса.

Толкование на Апокалипсис.

Свт. Кесарий Арелатский

Ст. 3-4 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним

Говоря: как бы смертельно была ранена, Иоанн [имеет в виду] еретиков, притворяющихся, что исповедуют Христа. И поскольку они не веруют так, как требует того кафолическая вера, то богохульствуют, когда провозглашают, что он, будучи раненным, восстал: ибо сам сатана принимает вид ангела света (2 Кор 11:14).

Или иначе можно толковать. Кафолическими верующими наносятся раны ересям, поскольку последние подавляются свидетельствами Писаний. Но они, тем не менее, будто воскреснув из раны сатаны, исполняют дела его и не перестают богохульствовать и склонять к своим учениям тех, кого могут. И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?. Это потому, что еретики тешат себя пустой надеждой, будто никто не верует лучше них и что никто не победит их народ, обозначенный именем животного. Их народу дано самим дьяволом и разрешено Богом говорить много дурного и богохульствовать, как и речет апостол: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор 11:19).

Изложение Откровения.

Сщмч. Викторин Петавийский

Ст. 3-4 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним

Одна из голов была смертельно ранена, но эта смертельная рана исцелела. Речь идет о Нероне. Ведь известно, что когда за ним гнались всадники, посланные сенатом, то он сам себе перерезал горло. Следовательно, Бог посылает этого воскресшего царя, достойного тех, кто достойны его - иудеи и гонители Христа; и он в той мере помазанник, в какой этого заслужили гонители и иудеи. Посколь­ку же он собирается носить другое имя, то также собирается учредить и другую жизнь, чтобы они приняли его как Христа. Ибо говорит Даниил: ни желания жен не помыслит - поскольку сам омерзительнейший - и о богах своих отцов не помыслит (Дан. 11:37). Ведь он не сможет обольстить народ к обрезанию, если сам не является охранителем закона. Наконец, он соберет святых не для чего иного, как для принятия обрезания, если сможет тех обольстить. В итоге он создаст веру в себя, так что они будут имено­вать его «христом». Что он поднялся из ада, мы говорили выше словами Исайи: воды, - говорит тот, - растили его, бездна поднимала его (Иез. 31:4. Викторин ошибочно ссылается на Исаию).

Толкование на Апокалипсис.

Тиконий

Ст. 3-4 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним

Иоанн говорит, что одна из голов - антихрист, поскольку семь - не число, но обозначение вселенского земного царства, противного Агнцу. Несом­ненно, что ему отдаст дракон, то есть дьявол, власть свою и престол. Подоб­но тому, как в положительном смысле душа праведника - седалище мудрос­ти, так в противном значении гово­рится, что недруг дарует свой престол тем, кто в наибольшей степени у него в подчинении и кого он использует для совращения других, показывая часто через их посредство с Божьего дозволения чудеса, до того в безрас­судстве доходя, что дерзает заявлять для заблудших душ малых сих, будто одна из семи голов, подделываясь под истинную Главу, воскресла по при­творной своей смерти и будто его необходимо принять вместо Христа, Который совершил это подлинным образом.

И поклонились народы, населяющие землю, зверю. <…> Ибо землю он упоминает в смысле людей, привязан­ных к земному, каковые с большей охотой и следуют за зверем, и почита­ют его; иными словами - своих [для него], о которых, почитающих дьявола в антихристе, будто в идоле, сказано так: и поклонились дракону.

Фрагменты.

Экумений

Ст. 3-4 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним

Этот смысл вкладывал, пожалуй, сам духоносный евангелист. Мне же кажется, здесь вот что изображается. Та смертоносная рана, которую одной из голов нанесло богопочитание Израиля, была исцелена возвращени­ем иудеев к идолопоклонству. И дивилась вся земля, следя за зверем. Ибо почему этого не будет, если и богобо­язненный израильский народ поклонился ему? И об этом говорил Исайя от лица Бога к Израилю: Из-за вас имя мое постоянно бесславится у народов (Ис 52:5). Но вместе со зверем они покло­нились начальнику зла - дракону, который есть зачинатель столь великого обмана и коварных козней <…> Плененные им, из тех израиль­тян, которых он победил хитростью, слагают ему славословие, говоря: Кто подобен зверю сему? и кто может сразить­ся с ним?

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю

Описывая зверя, каким он вышел из моря, Иоанн, далее, обращает внимание на перемену, происшедшую в его образе. - Голова зверя была смертельно раненою уже при самом выходе его из моря. Теперь же Иоанн наблюдает только тот факт, как эта рана на его глазах исцелела. - Этот символ закланной, а потом исцеленной головы нужно изъяснять не по отношению к одной какой-либо голове зверя, но по отношению ко всему зверю. Поэтому смертельную рану головы нужно отожествлять с небытием зверя XVII:11, а исцеление - с его появлением вновь. Головы зверя есть способность зверя и его вдохновителя-диавола искушать и соблазнять мир, поэтому и смертельная рана головы обозначает временную потерю этой способности или ее ослабление. Но голова была лишь смертельно раненою, а не отделенною и уничтоженною, и, следовательно, способность зверя губить была не то чтобы совсем отнята от него, но лишь лишена возможности проявляться в своей прежней силе. Таким образом раненая голова будет означать то, что во время предшествующее диавол был лишен некоторой части своей свободы в боговраждебной деятельности. Но по попущению Божию эта свобода снова возвратится ему. В лице антихриста, этого зверя со всеми семью головами, он начнет действовать с особенною силою и энергиею. Рана была нанесена диаволу христианством, которое оградило христиан от диавольской прелести и дало им силу противостоять против его козней именем Иисуса Христа и силою животворящего креста. Но когда в христианском мире совершится отступление от Божественной истины, тогда и диавол получит свою прежнюю свободу. Его голова исцелеет и он проявит свою деятельность в такой же степени, в которой проявилась она в идолопоклонстве и гонении против христиан. Такое возвращение прежней диавольской силы и влияния, и прежних форм этого влияния будет поистине удивительно (XIII:4-8). И это удивление приведет землю, т.е. живущих на ней, к прямому поклонению дракону, который дал власть зверю. Здесь не указывается, что люди того времени будут различать зверя, т.е. антихриста от дракона, т.е. от диавола, и выражение поклонения дракону говорит лишь о том объективном факте, что почитание зверя в действительности будет почитанием дракона; так как зверь-антихрист будет иметь силу и значение лишь постольку, поскольку получит их от дракона-диавола.