Толкования на Откр. 15:2

Свт. Андрей Кесарийский

И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем, и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии

Стеклянное море, думаем, означает множество спасаемых, чистоту будущего покоя и светлость Святых, добродетельными лучами которой они просветятся подобно солнцу (Матф. 13, 43). - А что там смешан огонь, так сие можно разуметь из написанного Апостолом: каждого дело, каково оно есть, огнь искусит (1 Кор. 3, 13). Нисколько он не вредит чистым и нескверным, потому что, по Псаломскому изречению (Пс. 28, 7), имеет два свойства: одно - опаляющее грешных, другое, - как разумел Василий Великий, просвещающее праведников. Правдоподобно и то, если под огнем разуметь Божественное ведение и благодать Животворящего Духа, ибо в огне открылся Бог Моисею и в виде огненных языков Дух Святый сошел на Апостолов. - Гусли означают умерщвление и благоустроенную в согласии добродетелей жизнь, руководимую смычком Святого Духа.

Толкование на Апокалипсис.

Примасий

И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии

Очевидно, что вода крещения освяще­на огнем Святого Духа, или еще, что касается свойства огня, стала красной силою мученичества. Поэтому мы читаем: Сосуды горшечника испытывает печь, а праведников - искушение в скорби.

И видел стоящих победивших зверя и образ его, и начертание его и число имени его. Стоящие - то есть устойчивые в вере. Псалом описывает это почти в том же ключе. Ибо после этого говорит: Который сотворил небеса в разуме (Пс 135:5), конечно, обозначая духовных, наслаждающихся ясным постижением вечной правды. Он прибавил: утвердил землю на водах (Пс 135:6), указывая на тех, кто не пал после крещения. Ибо хотя представ­ляется, что они питаются молоком, однако они не увлекаемы всяким ветром учения (Еф 4:14). Поэтому о них и говорится, что они победили зверя и его образ.

Гусли - это сердца, посвя­щенные хвалам, и мелодии, воистину созвучные обоим Заветам. Или он показывает плоть, распростертую на древе страдания, чем не только звук голоса, но и результат благого дей­ствия обозначается. По этой причи­не он упоминает столь великого мужа, как Моисей, о котором свидетельству­ет Бог, говоря: раб Мой Моисей, - он верен во всем дому Моему (Числ 12:7).

Комментарий на Откровение.

Экумений

И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии

Где-то в своих сочинениях премудрый Павел говорит: Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается (1 Кор 3:12-13). Стало быть, не только грешники, которые взваливают на себя легковоспламеняющийся груз греха, но и праведники, которые привлекают и золото, и драгоценные вещества, подвергнутся испытанию огнем. И здесь он именно то и говорит, что окончательно победившие зверя стоят на стеклянном море, смешанном с огнем. Стеклянном по причине блеска и чистоты стоящих на нем праведников. А смешанном с огнем - из-за того, что он очищает и уничтожает всякую грязь. Ведь и праведники нуждаются в очищении. Ибо все мы много согрешаем (Иак 3:2), по слову Писания. Кто родится чистым от нечистого? Даже если один день жизнь его на земле. Гусли, как многократно говорилось, обозначают благозвучную песнь, возносимую Богу святым.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии

Видение моря пред небесным престолом было описано уже в IV:6; но прежде оно было ясно и спокойно, как кристалл, теперь же отливало огнем. Море это, как принадлежность Бож. престола, может быть понято как особенная сфера, как его отблеск подобно радуге (IV:3), как лучи Бож. существа, выражающие природу и свойства Его деятельности. По изображению 4:6 эти лучи были чистыми и спокойными (море было подобно кристаллу). Теперь же море смешано с огнем; теперь деятельность Божия по отношению к миру изменилась, и к ней присоединился огонь гнева Божия. На этом море, т.е. в сфере, в свете и блеске величественного и грозного Бож. существа стоят победившие зверя. Они победившие в том смысле, что не дали, не допустили зверя победить себя, не подчинились ему; они преодолели стремление зверя сделать их своими поклонниками и победоносно отошли в вечность к небесному престолу.