Толкования на Откр. 17:4

Свт. Андрей Кесарийский

И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом

Облечена жена в багряницу и порфиру - сии принадлежности и символы самодержавия над всеми; по той же причине украшена драгоценными камнями и бисером.

И держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее

Чашею показывается сладость лукавых деяний пред вкушением их, а золотом их драгоценность. - Как некто сказал об Иове, что он пил поругание якоже воду (Иов. 34, 7), так и здесь показывается, что она следует злу не для насыщения, но по жажде своей погибели. Посему она и умножила свои мерзости, т. е. мерзостные для Бога дела, которыми напоевается грехолюбивое общество, вкушая как сладкое питье мерзостное опьянение греха и блудного осквернения.

Толкование на Апокалипсис.

Сщмч. Киприан Карфагенский

И облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее

Изысканность одежд и украшений, обольстительные прикрасы лица свойственны одним только непотреб­ным бесстыдным женщинам, и ни у кого почти не бывает убранство дороже, как у тех, у кого дешев стыд. Так и в Святом Писании, в котором Господь благоволил преподать нам наставление и увещание, описывается город любодейный, в убранстве и нарядах, с нарядами, или лучше, ради них обреченный на поги­бель. <…> Да избегают чистые и целомуд­ренные девы убранства блудниц, одежды бесстыдниц, уборов прелестниц, украшений блудниц!

Об одежде девственниц.

Тиконий

И облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее

В пурпуре показана видимость ее мнимого царства, в багрянице - крова­вая повадка ее нечестия <…> Каменья - всяческие ухищрения подделывания истины <…> Что именно внутри этой красоты, Иоанн показывает, когда говорит: и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечис­тотою блудодейства всей земли. Стало быть, золото - лицемерие, поскольку сказал Господь так: Извне выглядят словно бы праведниками, а внутри полны всяческой нечистоты (Мф 23:25).

Фрагменты.

Экумений

И жена облечена была в порфиру и багряницу. Порфира указывает на ее царское достоинство, а багряница - на то, что она пролила кровь многих святых. Она была украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом. Повествование уместно облачает ее, как царицу, в царский наряд. Она держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями. Чаша была золотой по причине высоты ее правления. Но вместе с тем она была полна идолопоклон­ства и скверн, которыми она была напитана и которыми она соверша­ла возлияния ее собственным демонам. И нечистотою блудодейства земли. Ибо на ней, как на зачина­тельнице зла и идольского безумия, лежит ответственность за идоло­поклонство прочих народов.

Комментарий на Откровение.