Ст. 9-10 И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее. Стоя издали от страха мучений ее, и говоря: горе, горе тебе, великiй город Вавилон, город крепкий, ибо в один час пришел суд твой
Земными царями здесь, думаем, называются начальники, как и об Иерусалиме сказал Псалмопевец: се князи его собрашася (Пс. 2, 2). - О сих, совершивших отступление от Божественных заповедей, говорит, что они восплачутся, смотря или слыша о сожжении и запустении его и ужасаясь той внезапной перемены, которая случилась в самое короткое время.
Толкование на Апокалипсис.
Ст. 9-10 И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее, стоя издали от страха мучений ее [и] говоря: горе, горе [тебе], великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой
Цари, совершая покаяние, оплакивают не зло роскоши - ибо они грешили с ней, - но потому что знают, что гибнет процветание мира, через которое они служили своим удовольствиям. Или это значит, что, поскольку начинает исчезать среди них то, что прежде они любили за роскошь, стремящиеся к роскоши истребляются друг другом, словно дым от неминуемой геенны.
Стоя издали, - говорит Иоанн, - от страха мучений ее. Стоя издали не телом, но духом, поскольку каждый боится за себя, ибо видит, что другой страдает через клевету и могущество гордых.
Говоря: горе, горе [тебе], великий город Вавилон, город крепкий! Ибо в один час пригило проклятие твое. Дух называет имя города: действительно, они оплакивают этот мир, совершенно уничтоженный за столь короткое время, и что все [вложенное ими] усердие, придя в упадок, исчезло.
Изложение Откровения.
Ст. 9-10 И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее, стоя издали от страха мучений ее [и] говоря: горе, горе [тебе], великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой
Это рыдание царей и купцов, и кормчих вавилонских можно понять двояко. С одной стороны, это может означать, что, когда в судный день прейдет вся слава мира, у нечестивых останется лишь жизнь прошедшая и они скажут: Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? Все это прошло как тень (Прем 5:8-9). С другой стороны, когда в настоящем прекратится изобилие вещей и приблизится сокрушение различных народов, отнимется возможность наслаждаться плотскими удовольствиями, которая прежде для утоления желаний извращенных людей присутствовала повсюду.
Когда увидят дым от пожара ее, - то есть знак погибели, потому что дым восходит от огня. И в самом деле, в чем ином погибель и сокрушение этого мира, если не в приближающемся огне геенны?
Изложение Откровения.