Толкования на Откр. 19:12

Свт. Андрей Кесарийский

Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого

См. Толкование на Откр. 19:11

Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого

Неизвестность имени показывает непостижимость Его существа, ибо по домостроительству Он имеет несколько имен, как-то: благий, пастырь, солнце, свет, живот, правда, святыня, искупление; подобно сему и отрицательные: нетленный, бессмертный, невидимый, неизменяемый; по существу же Своему имени Он не имеет, ибо непостижим и знаем только самому Себе со Отцом и Святым Духом.

Толкование на Апокалипсис.

Апрингий

Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим

Ибо как пламя проникает во всякое тело, которое охватывает, и не оставляет в неприкосновенности ни одной части, которой бы оно не опалило своим жаром, так и очи Божий не могут быть отведены. Они везде и во всем и, предвидя все человеческие поступки, исследуют их со святой неотступностью. Много диадэм, потому что всю славу святых, всю честь блаженных Он приносит Самому собирающему все Богу. Ни один из святых и блаженных не молчит, но возносит хвалы и благо­словения.

Трактат на Откровение.

Беда Достопочтенный

Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим

Иногда о заповедях говорится как об очах Божиих, иногда о Духе. Слово Твое, Господи, - восклицает псалмопевец, - светильник ноге моей (Пс 118:105). И о Духе: Огонь пришел Я низвести на землю (Лк 12:49).

Изложение Откровения.

Ориген

Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим

Как пламя есть нечто светлое и вместе с тем освещающее, а еще огневидное и потребляющее материальное, так и очи Слова (которыми смотрит и всякий принявший Его участие), принадлежа Ему, уничтожают и подвергают уничтожению более материальное и более грубое <…> Вслед за сказанным о Сеющем справедливо, Воюющем праведно и Несущем этой войной свет весьма обдуманно добавлено, что на голове Его покоится множество диадэм. Ведь если бы единственна и единообразна была ложь, осилив которую был увенчан Победитель - истинное и верное Слово, - то правильно было бы написать, что одна диадэма возлежит на Том, Кто взял верх над всем враждебным Божественному Слову. Но поскольку есть многое, ложным образом провозглашенное как истина, сражаясь с чем и было увенчано Слово, постольку множество диадэм на голове Победившего, ибо они возложены из-за победы над деятельностью каждого отпавшего.

Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого

Этот живой Логос - Единственный, Кто знает что-либо, так как несовершенна природа тех, кто рожден после Него; никто не может постичь всего того, что Он видит. Возможно же, что те, которые имеют часть с этим Логосом, в отличие от тех, которые ее не имеют, знают то, чего другие не знают.

Комментарий на Евангелие от Иоанна.

Примасий

Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого

Совершенное знание Слова Божьего открыто тем, кто достоин быть телом Христа и членами Его, потому что Глава прежде всего дает познание Себя телу, и Он знает, что Церковь достойна знать Его. Апостол говорит: соединяю­щийся с Господом есть один дух с Господом, ибо два будут одна плоть (1 Кор 6:16-17). Ни иудеи, ни чужестранцы, ни еретики никогда не узнают этого имени, ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы (1 Кор 2:8), и потому что мир Тебя не познал (Ин 17:25).

И еще Господь сказал ученикам: вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас (Ин 14:19-20). А ученики отвечали: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? (Ин 14:22). Отно­сительно еретиков Господь сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят (Мк 4:11-12).

Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Однако нам должно остерегаться, чтобы плотским мудрованием незаметно не помыслить того, что имя Сына, о котором здесь речь, неизвестно Отцу или Святому Духу <…> Если говорит­ся, что только Сын знает что-либо, то следует думать, что и вся Троица знает. Точно так же, если сказано, что Отец один знает что-либо, Он без сомнения мыслится знающим это вместе со Своей Мудростью, Которая есть Христос, и со Своим Духом, Который, по вере, есть Дух Отца и Сына. Ибо когда об Отце говорится, что Он знает день суда, определенно это не противоречит тому, что Сын и Дух также знают это. Итак, когда говорится, что Святой Дух один знает что-либо, и имена Отца и Сына в схожей речевой ситуации не названы, тем не менее здесь объявляется, что и Они также знают это. Если апостол говорит: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живуще­го в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор 2:11), глупо было бы лишать Отца и Сына этого знания. Если он говорит в другом месте: не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф 4:30), это не отстраня­ет Отца и Сына от участия в деле нашего искупления, даже если он не упоминает их имен. Ибо из-за того, что сила единой природы неделима, мы учим, что действия Троицы нерассекаемы.

Комментарий на Откровение.

Экумений

Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого

В седьмой главе книги Исход Бог говорит божественному Моисею: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им (Исх 6:2-3). Он показывает, что оно больше, чем может вместить человеческий слух. Поэтому, давая апостолам наставление о том, как должно совершать крещение обратившихся к познанию Бога, Господь сказал: крестя их во имя, а сказав: имя, Он не сообщил имена в подлинном звучании. Ведь не было возможности для Него сделать их звучание доступным, но вместо подлинных Он сообщил имена, указывающие на отношения и личные. Первые Он употребил, произнеся: во имя Отца и Сына, а личное - прибавляя: и Святого Духа (Мф 28:19). Вследствие этого, что наиболее основательно, и в книге Откровения Он не допускает, чтобы всем было известно истинное имя Единородного.

Комментарий на Откровение.