Толкования на Откр. 19:16

Свт. Андрей Кесарийский

На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих

Наименование Царем царей показывает нераздельность Божественного воплощения, по которой Он, будучи Богом, пострадал плотью и будучи человеком, есть Царь царей, царствующих над страстями и Господь господ, при содействии Христа получивших достоинство и власть над грехом, и Господь тех, которые воцарятся с Ним в будущем веке.

Толкование на Апокалипсис.

Апрингий

На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих»

Христос - начало, Христос - основа­ние, на котором строит Павел-архитек­тор. Христос - добрый пастырь, который жизнь свою полагает за овец (Ин 10:15). Христос - глава всякого началь­ства и власти (Кол 2:10). Он - глава Церкви. Потому сказано: мужу глава Христос (1 Кор 11:3), что Он есть глава Церкви. Следовательно, Он есть отец, потому что в Нем через крещение рождаются заново народы всей земли. Бедро Его, на котором написано имя Его, -это верующие, которых Сын Божий, то есть Христос, пожелал назвать сынами благодаря усыновлению через веру. Одежда Его - это воспринятое человечество, и поскольку [Христос -] одна ипостась двух сущностей, мы признаем Божество в одежде, то есть в Таинстве Господнего Тела. Говорится, что на одежде тела написано имя Его: Царь царей и Господь господствующих. Это потому написано на Его бедре, что все, кто через веру, как мы сказали, назва­ны сынами, тогда засвидетельствуют неутомимым исповеданием, что Он - Царь царей и Господь господствующих.

Трактат на Откровение.

Экумений

На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих»

Одежда иносказательно обозначает плоть Господа, наделенную разум­ной душой, согласно святым анге­лам, говорящим у Исайи: Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? Оно сплошь покрыто истоптанным [виноградом] (Ис 63:2). А бедро обозначает рождение во плоти, ибо написано в книге Бытия: Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его (Быт 46:26). Стало быть, иносказание, предъявляя написание на одежде и бедре о том, что Еммануил - Царь всех, указывает, что Слово, объединившись по ипостаси с плотью, претерпев плотское рождение от Девы, ничуть не мень­ше пребывает Царем и Господом всех на небесах и на земле и не становится меньшим по достоинству из-за вочеловечения. Ибо Он и в таком образе был, есть и будет Бог.

Комментарий на Откровение.