Толкования на Откр. 19:20

Свт. Андрей Кесарийский

И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению

И ят бысть зверь и с ним лживый пророк. Хотя они вместе с послушными им царями и князьями противились Христу Спасителю, однако, быв покорены оба, - антихрист и лжепророк, сотворивший для более успешного принятия обольстителя знамения и чудеса, постигнуты были и объяты гневом Божиим.

Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою. Быть может, что они не подвергнутся общей смерти, но умерщвленные во мгновение ока будут осуждены на вторую смерть в озере огненном. Как пойдут на суд те, о которых сказал Апостол, что они, будучи живы, вдруг, во мгновение ока, изменятся (1 Кор. 15, 52), так, напротив, сии два противника Бога перейдут не на суд, но на осуждение. Основываясь на словах Апостола, что антихрист будет убит духом Божественных уст (2 Сол. 2, 8), и на сказании некоего учителя, что живые будут и по убиении антихриста, некоторые толкуют сие иначе. Мы же утверждаем, что живые суть ублажаемые Даниилом, и что сии два, по пресечении Богом их власти, в неистлеващих телах ввержены будут в огнь геенский, который и составит для них смерть и убиение Божественным Христовым повелением.

Толкование на Апокалипсис.

Апрингий

Ст. 20-21 И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою, а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами

И Даниил говорит: Никто не поможет ему (Дан 11:45). Когда Господь сражает­ся против него, никто не может прийти к нему на помощь. <…> Двое брошенные в огонь были князь всех грешников - дьявол, и тот величайший нечестивец, называемый антихрист.

Судом Господа нашего Иисуса Христа и духом уст Его будут убиты все, кто поверил дьяволу, и трупы их будут отданы птицам небесным и зверям земным.

Трактат на Откровение.

Примасий

Ст. 20-21 И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою, а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами

И схвачен был зверь и с ним лжепророк, то есть дьявол и антихрист, или вожди и все тело его <…> Оба - голова и тело, дьявол и его община <…> которая будет существовать вплоть до конца времен. А прочие убиты мечом <… > исходящим из уст Его. Меч разделяет тело на части, желая показать как давно умерших, так и тех, кого второе пришествие Христа застало в живых, и того, которого, как мы читаем, Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2 Фес 2:8).

Нам не обязательно понимать это до такой степени плотски, чтобы верить в то, что святые, взыскующие более высокого, насыщались бы телами нечестивцев. Скорее, когда была явлена справедливость святого Божественного суда, согласно кото­рой, составив полноту избранных, Бог определил, что прочие должны быть осуждены, святые напитались знанием той праведности, которой они алкали и без которой жаждали в этой жизни, но которую были неспо­собны созерцать в совершенстве.

Ибо и Исайя сказал о нечестивых: и будут они мерзостью для всякой плоти (Ис 66:24). Я полагаю, что здесь речь идет о птичьей вечере нашего отрывка. Ибо и апостол также допускает, что он еще не имеет совершенного понимания, говоря: [Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус (Флп 3:12).

Итак, они не обрадуются осужде­нию грешников, но возрадуются тогда, когда насытятся светом Боже­ственной праведности. Кто-то может толковать образ птиц иначе - в плохом смысле, как падших ангелов, которые, когда привели своих после­дователей к погибели, ради насыще­ния злого похотения напитались телами погибших, от осуждения которых они получают удовлетворе­ние и для которых сами по своей воле стали начальниками заблуждения.

Комментарий на Откровение.

Экумений

Ст. 20-21 И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою, а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его

Сказано: оба живые брошены в озеро огненное, а прочие убиты мечом. О высшая справедливость! Не одного наказания Он удостоил начинателей войны и сообщников. Но двое, то есть дьявол и антихрист, присуждены к огню, в котором вечно пребывают живьем, ведь то, что они брошены в огонь живыми, означает именно это; а остальные будут повержены мечом. Конечно, куда лучше скорое наказание мечом, чем огнем.

Комментарий на Откровение.