Толкования на Откр. 20:3

Свт. Андрей Кесарийский

и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время

См. Толкование на Откр. 20:1

Сщмч. Викторин Петавийский

и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время

См. Толкование на Откр. 20:1

Блж. Августин

и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время

Дьявол будет освобожден тогда, когда и времени будет мало, потому что всеми своими силами и силами своих сторонников он будет свирепствовать, по словам Писания, в течение трех лет и шести месяцев; и когда те, с кем ему придется вести войну, будут таковы, что подобное нападение столь великой рати их не сломит. Но если бы он никогда не получил свободы, его злобное могущество не обнаружилось бы в достаточной степени, не было бы испытано в достаточной мере преданнейшее терпение святого града; да и не уяснилось бы достаточно то, как прекрасно его великою злобой воспользовался Всемогущий. Ибо Всемогущий не вовсе пресек для него возможность искушать святых, хотя удалил их от его внутреннего человека, в котором живет вера в Бога, чтобы нападения его, имея внешний характер, приносили им пользу. Связал же его в его же сторонниках для того, чтобы бесчисленных слабых, которыми должна была умножаться и наполняться Церковь, он, изливая и умножая всю силу злобы своей, одних, имевших уверовать, не отвратил от веры благочестия страхом, других, уже уверовавших, не лишил мужества. А освободил его под конец Бог для того, чтобы град Божий увидел, какого сильного противника победил он во славу своего Искупителя, Помощника и Освободителя. <…>

Но возникает вопрос: в эти последние три года и шесть месяцев, когда освобожденный дьявол будет свирепствовать со всею силой, примет ли кто-нибудь веру из тех, кто прежде ее не имел? Каким образом сохранит в таком случае свою силу сказанное: Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного (Мк 3:27)? Изречение это, по-видимому, заставляет нас предположить, что в то малое время никто не вступит в ряды народа христианского и что дьявол будет сражаться с теми, кого уже застанет христианами. И если из последних кто-нибудь, будучи побежден, перейдет на его сторону, таких не следует считать в преопределенном числе сынов Божиих.

О граде Божием.

Экумений

и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время

Сказано: [после же сего] ему должно быть освобожденным на малое время. О каком же малом времени говорит Иоанн? О времени между вочеловечением Господа и завершением нынешней жизни - ибо оно невелико, пусть даже и кажется большим, при соизмерении и сопоставлении его с прошедшим и грядущим. Ведь если, согласно вере Священных Писаний, наш Господь появился телесно в последний, одиннадцатый час, то по справедливости было бы назвать срок до скончания времен малым. Но пусть и будет дьявол освобожден, - наложи, Господи, вновь оковы на его козни против нас: ведь Ты царишь над нами и подобает Тебе слава вовеки, аминь.,

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время

Дракон - это тот самый древний змей, диавол и сатана, о котором была уже речь (в XII:3-4, 7-9, 13-17). Теперь побежденный диавол не только изгнан с неба на землю, но даже низвержен и заключен в бездну. Бездна (IX:1; ХI:7) это есть особенное, свойственное злым духам cостояние и положение связанности и стесненности, в котором они находятся в своей злой деятельности по отношению к людям [Августин 20 кн. гл. 8, «О граде Бож»]. Такая связанность и стесненность, начавшаяся для злых духов со времени связания их цепью, должна продолжиться в течение тысячи лет. Собственно, смерть Иисуса Христа и Его воскресение нужно считать тем моментом, когда диавол, лишенный своей прежней власти над уже искупленным человечеством, был, так сказать, связан Иисусом Христом и осужден на бесплодность (сравнительную) своей деятельности. К этому времени нужно относить символическое действие Ангела связания сатаны и заключения его в бездну, как бы в некоторую темницу. Он не только был связан, не только заключен в бездну, но еще и запечатан. Печать означает твердость охраны и указывает на то, что запечатанное его не может быть вскрыто без воли и желания того, кто положил ее. Но как долго продолжится эта связанность сатаны? По отношению к отдельным людям диавол связан лишь тогда, когда они пользуются именем Христовым, но он свободен по отношению к христианам, колеблющимся и слабым в вере. На точное и определенное время диавол связан лишь по отношению к «народам земли» как общий обольститель, как виновник общего идолопоклонства и богопротивления, как миродержатель тьмы века сего. Как таковой он связан Богом на тысячу лет. Только по прошествии этого Богом определенного и предназначенного времени диавол снова будет освобожден и снова явится не только как развратитель отдельных личностей, но и как общий обольститель мира. Он тогда явится как Ангел бездны (IX:11), как зверь из бездны (XI:7). Как понимать это тысячелетие? Одни [Lutardt, Ebrard, Kliefoth, Suller, Оберлен] толкователи годы этого тысячелетия считают за определённое Богом число лет, которое должно пройти от времени второго пришествия Господа до времени всеобщего воскресения и всеобщего суда. Но такое толкование противоречит учению Православной Церкви, основывающемуся на свящ. Писании, что второе пришествие Господа будет одновременно с общим воскресением и непосредственно будет предшествовать страшному суду, не оставляя никакого промежутка. Иначе решают этот вопрос другие толкователи [Андрей Кес., Августин, Яковлев, Виноградов], чуждые предвзятых мыслей. - Теперь, со времени смерти Христа Спасителя и с распространением христианства, диавол связан в своей деятельности общего развратителя народов и руководителя земными идолопоклонническими царствами, каковых было шесть до времени Иоанна. Седьмое царство хотя также не свободно от воздействия диавола, но сравнительно в очень слабой степени, на что намекает нарочитое замечание апокалиптического текста, что седьмому царю не долго быть (XVII:10). Но восьмое царство будет полным торжеством диавола. Тогда, освобождённый волею Божиею, он снова явится как мировой властитель и в лице антихриста проявит в высшей степени свою вредоносную деятельность. Но эта свобода ему будет дана только на малое время (XX:3), и царство его представителя антихриста в антихристианское время будет непродолжительно [См. объясн, XIII:5]. В тесной связи с описанным явлением связания сатаны стоит последующее видение тысячелетнего царствования со Христом Его святых и мучеников.

Толковая Библия.