Толкования на Откр. 20:11

Свт. Андрей Кесарийский

И увидел я великий белый престол, и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля: и не нашлось им места

Белым престолом обозначается Божие упокоение, которое Он сотворит в прославленных добродетелями Святых, восседая на них, как на престоле. - Бежание неба и земли означает их прохождение и обновление на мучения, так как в них не найдется места для изменения. Ибо, если тварь ради нас подверглась тлению, то, по свидетельству Апостола, вместе с нами свободится она от работы истления в свободу славы чад Божиих (Рим. 8, 21), будучи обновляема в блистательнейшем виде, но не подвергаясь окончательному уничтожению, как о сем думали блаженный Антипатр и другие Святые. Блаженный Ириней говорит так: «Не истребляется и не уничтожается ни состав, ни существо твари (ибо верен и истинен устроивший ее), но преходит образ мiра сего, т. е. то, в чем было преступление, ибо в сем обветшал человек, а потому, по Божественному о всем предведению, и образ сей был только на время». Великий Мефодий в слове о воскресении об этом говорит следующее: «Неудобоприятно такое иных рассуждение, что все до основания погибнет и что не будет ни земли, ни воздуха, ни неба; ибо хотя для очищения и обновления весь мiр и воспламенится, будучи потопляем огнем, однако не дойдет он до окончательной погибели и истребления». И ниже продолжает: «и Павел ясно свидетельствует, говоря: чаяние бо твари, откровения сынов Божиих чает, Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании. Яко и сама тварь свободится от работы ucmления и т. д. (Рим. 8, 19-21). И ранее сего Святый Давид, воспевая Господу, сказал: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс. 103, 30). И Исаiя говорит: будет небо ново, и земля нова, и не помянут прежних, ниже взыдут на сердце их, но радость и веселие обрящут на ней (Ис. 65, 17-18). И верно, что в преизбытке бесконечной радости, при множестве наград, забудут о бывших при подвигах страданиях, борьбы и болезнях! Он же говорит в другом месте: «якоже бо небо ново, и земля нова, яже Аз творю, пребывают предо Мною, тако станет семя ваше, и имя ваше» (Ис. 66, 22). Итак, ради нас бывшая тварь вместе с нами же последовательно изменится к лучшему, не переходя, как мы по смерти, в небытие.

Толкование на Апокалипсис.

Прав. Иоанн Кронштадтский

И увидел я великий белый престол, и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля: и не нашлось им места

Поразительные картины! Каково видеть, например, белый престол и Сидящего на нем, от молниезрачнаго лица Коего, дышащего всемогуществом и беспредельной властию и величием, побежали небо и земля и не нашли себе места. Представь это хорошенько, подумай об этом!

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Августин

И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места

Это небо и эта земля перестанут существовать уже после совершения суда, тогда, когда явится новое небо и земля новая. Мир этот пройдет не в смысле совершенного уничтожения, а вследствие изменения вещей. Почему и апостол говорит: проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот (1 Кор 7:31-32). Следовательно, образ проходит, но не природа.

О граде Божием.

Тертуллиан

И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места

С нас довольно того, что все созданное Богом не вызывает сомнения, а сделанное из материи - сомнительно. <…> Что все было создано из ничего будет согласно с промыслом Бога, Который возвратит все в ничто. Если уж небо свернулось как свиток, то, конечно, оно уйдет в никуда с самой землей, с которой изначально и было создано. Небо и земля прейдут (Мф 24:35), - говорит Он; прежнее небо и прежняя земля миновали (Откр 21:1), и не нашлось им места, ибо то, что приходит к концу, не имеет места.

Против Гермогена.

Экумений

И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места

Белым Иоанн называет светлый и лучезарный престол. Под бегством же неба и земли [от лица Его] подразумевается их перемена и переустройство. Ибо если небеса с шумом прейдут (2 Пет 3:10), согласно божественному Петру, а также согласно пророку, который говорит: В начале Ты, [Господи], основал землю, и небеса - дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся (Пс 101:26-27), то естественно, что прехождение и гибель их, каковые обозначают их перемену, книга Откровения назвала бегством, поскольку не нашлось им места. Ибо где можно найти тленное [естество], которое было отринуто? Итак, здесь сказано об их перемене, а немного позже - что они будут обновлены.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места

Доведя до конца изображение судьбы антихриста, лжепророка и самого диавола, преданным вечным мучениям, откровение обращается к изображению суда над человеческим миром (11-15 ст.), а после этого рисует картину будущего обновленного мира, на котором будет жить новое обновлённое человечество. Иоанн видит великий престол, который назван белым для указания на святость и неподкупность сидящего на нём Судии (ср. Мф. 26:31; Дан 7:9). Сидящий на престоле несомненно Сам Иисус Христос, Который говорил о Себе, что Отец весь суд отдал Сыну (Ин 5:22). Пред Ним как всемогущим Господом и Владыкою лежало небо и земля. Небо и земля исчезнут, когда наступит конечный мировой переворот, после которого должна начаться новая жизнь обновленного мира. Обновление мира и обновление твари должно произойти одновременно с обновлением человека, с изменением оставшихся в живых и с воскресением умерших. И только после переворота, среди новой обстановки, все люди предстанут пред престолом Судии.