Толкования на Откр. 20:14

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 14-15 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное

А что ад и смерть ввержены в озеро огненное, сие означает или то же, что и написанное: последний враг испразднится смерть (1 Кор. 15, 26), или что в огонь будут осуждены лукавые демоны, виновные в тяжкой и злой смерти греха, имеющие ад своим убежищем и отсылающие туда для осуждения им покоряющихся. Ибо как городом называются жители его, так смертью и адом - их виновники или их обитатели. Все бывшее от Бога - добро зело, а потому огонь сей будет пожирать и истреблять только то, что не таково, ибо написано, что Бог смерти не сотвори (Прем. Сол. 1, 13). - А что не будет больше смерти или тления, сие означает, что будут царствовать нетление и бессмертие. - Не следует дивиться тому, что все, ненаписанные в книге живота, ввержены будут в озеро огненное: ибо как многи обители у Бога и Отца для спасаемых, так многоразличны способы и места мучений, которыми будут испытываемы не удостоившиеся написания в книге жизни, а именно: одни будут жесточайшие и острейшие, а другие - умеренные.

Толкование на Апокалипсис.

Блж. Августин

И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая

И смерть и ад, - говорит Иоанн, - повержены в озеро огненное. Этими именами он обозначает как дьявола, так как он был виновником смерти и адских мучений, так и все общество демонов.


Смерть души и тела, то есть смерть всего человека, бывает тогда, когда оставляет тело душа, оставленная Богом. Ибо, в таком случае, ни она не живет Богом, ни тело не живет ею. За такого рода смертью всего человека следует та, которую авторитет божественных Писаний назвал второю смертью. На нее указал и Спаситель, когда сказал: бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф 10:28).

Так как это случится не прежде, чем после такого соединения души с телом, что их уже никоим образом нельзя будет отделить друг от друга, то может показаться странным, что говорится об умерщвлении тела такою смертью, при которой оно не оставляется душой, но подвергается мучениям, будучи одушевленным и чувствующим. Ибо то последнее и вечное наказание, о котором мы скажем подробнее в своем месте, справедливо называется смертью души, потому что она не живет Богом; но как можно назвать его смертью тела, когда оно будет жить душою? Ведь иначе оно не могло бы чувствовать тех самых телесных мучений, которые будут после воскресения. Разве что, коль скоро всякого рода жизнь составляет некоторое добро, а страдание - зло, то не следует называть тело живущим, если душа существует в нем не ради жизни, а ради страданий?

Итак, душа живет Богом, когда живет хорошо, ибо она не может жить хорошо, если Бог не содействует в ней тому, что хорошо; тело же живет душою, когда душа живет в теле, живет ли она при этом Богом или нет. Ибо жизнь в телах нечестивых есть жизнь не души, а тела. Такую жизнь могут сообщать им даже умершие, то есть оставленные Богом души, своею собственной, какой бы то ни было, жизнью, вследствие которой они и бессмертны.

При последнем осуждении человек не перестанет чувствовать - однако так как само чувство не будет доставлять приятного удовольствия и благотворного покоя, но будет мучительным вследствие страданий, то жизнь эту справедливо следует называть скорее смертью, чем жизнью. Второй же смертью она называется потому, что бывает после той первой, вследствие которой происходит разделение соединенных природ: Бога и души или души и тела. Таким образом, о первой телесной смерти можно сказать, что она добра для добрых и зла для злых. Вторая же ни для кого не бывает доброй, так как никто из добрых ей не подвергается.

О граде Божием.

Апрингий

И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая

Это сказано, чтобы показать, что, поскольку смерть поглощена, никто уже не умрет. Поскольку преисподняя была осуждена, ад не находит более ничего, что мог бы принять.

Трактат на Откровение.

Экумений

И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая

Смерть и пребывание безвидных и бестелесных душ в смерти разрушены, поскольку однажды произошло воскресение и каждая душа обрела собственное тело. Повествуя об этом в более образном ключе и имея в виду их гибель, [книга Откровения] говорит, что смерть и ад повержены в озеро огненное. Это же делает и пророк Осия, когда говорит: Смерть! где твое наказание? ад! где твое жало? (Ос 13:14). Говорится, что это смерть вторая, озеро огненное, ибо прежде речь велась о первой, естественной смерти, отделении души от тела, но вторая - смерть духовная, кара и отмщение, причина каковой есть грех.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая

Смерть и ад употреблены здесь как олицетворения (Ср. 1 Kop 15:26). Смерть - прекращение земной жизни тленного человеческого тела, ад - состояние душ людей, ожидающих времени страшного суда. Но когда суд уже совершился, тогда и смерть уже неуместна, излишня. Смерть первая есть (кроме смерти телесной) первое (не окончательное) отчуждение человеческой души от Бож. благодати; смерть вторая есть окончательное и бесповоротное суждение человека после страшного суда, когда он совершенно лишается надежды на всякое улучшение своего состояния: он ввергается в озеро огненное как место его вечных мучений.