Толкования на Откр. 20:15

Свт. Андрей Кесарийский

И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное

См. Толкование наОткр. 20:14

Блж. Августин

И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное

Не для напоминания Богу эта книга, не для того, чтобы не забыл Он. Она указывает на предназначение тех, кому дана будет жизнь вечная. Бог знает их и не читает этой книги, чтобы знать. Само предвидение Его о них, которое обманываться не может, и есть эта книга жизни, в которую они записаны, то есть предузнаны.

О граде Божием.

Лактанций

И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное

Когда же пройдут полные тысяча лет, то мир обновится Богом и небо свернется, и земля изменится. И преобразит Бог человека по подобию ангелов, и будут они белыми, как снег, и пребудут пред лицем Всемогущего, и Господу Своему станут совершать жертвоприношения и служить в вечности. Тогда же настанет то второе, и всеобщее, воскресение всех, при котором несправедливые обрекутся на вечные мучения. Это те, кто поклонялись сделанному руками, которые Господина мира и Отца или не знали, или не желали знать. Но и их господин со своими слугами будет схвачен и осужден к наказанию, вместе с кем равным образом все множество нечестивых за свои деяния на глазах у ангелов и справедливых будет непрестанно сжигаемо в вечном огне.

Божественные установления.

Фульгенций Руспийский

И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное

В злых людях Бог начинает Свой суд оставлением, завершает - муками. Ведь и сейчас, когда Бог оставляет дурных людей, отвернувшихся от Него, то не осуществляет в них то, что Ему не нравится, но то, что нравится. Впоследствии Он собирается воздать им то, что они заслужили по Его справедливости. Ибо они получат не за то, что Бог благовоспользовался их злодеяниями, а за то, что они сами злоупотребили благодеяниями Бога.

Поэтому таких людей Бог приготовил к уничтожению в наказание, которое справедливый Судья назначил грешнику по справедливому предопределению. [То есть приготовил] не ко греху, который человек не по Божественному предопределению, но по своей воле, по злому желанию начал и злым действием завершил. Ведь возникающее желание произвело грех, а свершившийся грех породил смерть.

Следовательно, враги не предопределены к первой смерти души, но предопределены ко второй, то есть к озеру огненному и серному. О нем блаженный Иоанн говорит: a дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное (Откр 20:10). И в другом месте: и смерть и ад повержены в озеро огненное (Откр 20:14). Эта вторая смерть - озеро огненное, и кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. И снова говорит: Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех жрецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Откр 21:8). Он именует ту смерть второй, которая следует из высказывания справедливого Судьи, а не ту, которая предшествует в дурном желании греха <…> Итак, первая смерть, которую человек причинил себе сам, есть причина второй, а вторая смерть, которою Бог воздал человеку, - наказание за первую.

К Мониму.

Экумений

И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное

И такие, кто пребывал в грехах и не удостоились [быть записанными] в книге жизни, то же самое претерпят. А если и те, кто были умерены в грехах, будут, как сказано, брошены в озеро огненное с дьяволом и антихристом - ведь это он поведал прежде, - не следует удивляться: ибо и там разница в наказаниях. Подобно тому как [различна степень] огня - в какой-то части он неотступно более жгучий, в иной более слабый и менее болезненный (пусть все и признают их огненными), - так, по-моему, необходимо рассуждать и здесь.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное

Кто не был записан в книгу жизни, т.е. все, которые, по предведению Божию, оказались достойными осуждения, которые не признаны достойными вечного блаженства в Христовом Царстве, все они были брошены в озеро огненное.