Толкования на Рим. 2:9

Свт. Иоанн Златоуст

Скорбь и теснота на всяку душу человека творящаго злое, Иудеа же прежде и Еллина

См. Толкование на Рим. 2:6

Свт. Феофан Затворник

Скорбь и теснота на всяку душу человека творящаго злое, Иудеа же прежде и Еллина

Снова повторяет, что уже высказал, подтверждая как бы: да, так это будет и иначе сему быть нельзя. Хочет посильнее напечатлеть ту истину, что будет суд и на нем всякий даст отчет в делах своих и соответственное тому получит воздаяние. Только малый оттенок в сем изображении примечается в том, что упоминаются раздельно иудеи и еллины. Этим делается переход к обличению после язычников и иудеев (см.: блаженный Феодорит); к сему, однако ж, он приступает ниже — со стиха 17.

Скорбь и теснота — будет или ниспадает: скорбь — душевная мука, теснота — мука телесная. Но и скорбь, терзая душу, мучит тело; и теснота, муча тело, томит душу. Оба слова, можно думать, выражают всесторонние страдания и мучения, глубоко чувствуемые. — На всяку душу — не то же, что на всякое лицо или на всякого человека: ибо человек тут же стоит. Апостол хотел указать, что и внешние, и внутренние страдания и мучения — все сходятся в душе. Она и за себя страдать будет, и за тело: ибо все от нее. В ней зачинается грех, в ней изрекается согласие на грех, она услаждается им и навык к нему усвояет. Ей и страдать за все следует. Можно и ту здесь видеть мысль, что на суде будет иметься в виду одна душа с делами своими без всяких внешних земных отличий. Святой Златоуст говорит: «сие значит, что, богат ли кто, начальник ли кто вольного государства или самодержавный царь, — слово суда никого не уважает; достоинства не имеют на суде места».

Одно только отличие будет иметь вес на суде, — иудей кто или еллин; но и это не по внешнему чему, а тоже по внутреннему состоянию. Иудей осязательнейшее имел удостоверение, что есть Бог Творец, Промыслитель и Судия, и о воле Его и заповедях имел полнейшее и яснейшее ведение. То и другое имел и язычник, но в меньшей мере ясности и полноты. Потому тот больше виновен, забывая Бога и заповеди Его преступая, нежели этот. Тому и наказание строже, нежели этому. Святой Златоуст говорит: «Апостол тягчайшим наказанием угрожает иудею: Иудеа же прежде и Еллина. Кто большее получил наставление, тот должен вытерпеть большую казнь за преступление. Чем мы сведущее и могущественнее, тем тяжелее будем наказаны за грехи. Если ты богат, от тебя требуется больше пожертвований, нежели от бедного; если умен — больше послушания; если облечен властию, покажи блистательнейшие заслуги. Так и во всем прочем ты дашь отчет по мере сил своих».

Нельзя оставить без внимания и замечания блаженного Феофилакта на греческое слово, отвечающее нашему: творящаго злое. «Не сказал, говорит, Апостол: εργαζόμενος — делающий, но: κατεργαζόμενος — делающий зло со тщанием, — такой, который не только творит злое, но остается во зле и не раскаивается». На суд хотя все предстанут, но осуждению подпадут только нераскаянные. Раскаяние извергает худое из души; потому хоть и значится сие худое за человеком, но не носится им в себе самом. Раскаянный предстанет на суд не имеющим в себе зла; а как быть с тем злом, которое записано за ним? Это решит милость Божия. Веруем, впрочем, что слезы покаяния изглаждают и ту запись, силою Таинства Покаяния, по благодати Господа нашего Иисуса Христа.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина

См. Толкование на Рим. 2:1

Блаж. Феофилакт Болгарский

Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина

См. Толкование на Рим. 2:8

Ориген

Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина

Принимающий эти слова буквально, считает достаточным понять их в соответствии с тем, что было сказано выше: Бог всякому воздает по делам его… Тот же, кто ни одной йоты не считает несущественной в апостольских писаниях, в которых говорит Христос, - тот скажет, что не напрасно апостол употребил такой способ выражения… Апостол не просто сказал: ярость и гнев, чтобы эти слова просто соотнести с вышестоящим словом «воздаст», но написал: ярость и гнев, скорбь и теснота. Отсюда человек духовный и разумеющий, что говорит Дух через Павла, поймет, что апостол сказал так не по неумению, а по божественному научению. Тем самым он хочет показать, что те, которые постоянством в добром деле ищут славы и бессмертия, получат воздаяние от Бога - жизнь вечную. Те же, кто последует за упорствующими и не покоряющимися истине, но предающимися неправде, получат воздаяние не от Бога, чьи дары постоянны и достойны Его, а от последствий собственных дел. Поскольку они творили зло, будут им ярость и гнев, скорбь и теснота, которые они сами собрали на себя.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина

Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое. Здесь апостол говорит не только о делах, но и о вероломстве. Говорит о неверующем, имея в виду душу, чтобы ты понимал наказание духовное, а не телесное, так как душа страдает наказаниями невидимыми. Во-первых, Иудея, потом и Еллина. Он всегда впереди ставит иудея за заслуги праотцев - как тогда, когда хвалит, так и когда осуждает. Если тот верит, то более прославится за Авраама; если же сомневается, то тем ему хуже, ибо отверг дар, обещанный предкам.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Ст. 9-10 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину

Здесь повторяется мысль 7 и 8 стихов, для того, чтобы выставить на вид одинаковую ответственность пред судом Божиим как иудеев, так и язычников. - Скорбь (qliyiV) - несчастия, бедствия. - Теснота (stenocwria) - положение совершенно безвыходное (ср. 8:35; 2Кор. 4:8). - Всякой душе человека - каждому отдельному человеку. - Во-первых, иудею. «От всякого, - сказал Христос Спаситель, - кому дано много, много и потребуется» (Лк 12:48). Иудеи, знавшие о том, что угрожает неисполнителям закона Божия и что ожидает его исполнителей (Лев XIX; Втор XXVIII), конечно, подлежат большей ответственности за пренебрежение законом Божиим. - И мир. Так как этот мир ставится в ряду наград вместе с славою и честью, то он не может здесь означать внутреннего спокойствия человека, а нечто внешнее - именно спасение в общем смысле этого слова, как и I гл. 7 ст. (мир от Бога). - Во-первых, иудею. Так как иудею в законе была предначертана чрезвычайно широкая задача (заповедь Твоя безмерно обширна! Пс CXVIII:96), то, естественно, иудей должен был иметь преимущество пред язычником и в отношении награды, как полагается верному исполнителю воли Божией. Здесь, как и выше, Апостол, конечно, говорит об иудеях и еллинах, еще не просвещенных светом Евангелия (И. Златоуст).

См. также Толкование на Рим. 2:1