Толкования на Рим. 2:21

Свт. Иоанн Златоуст

Научая убо инаго, себе ли не учиши

См. Толкование на Рим. 2:17

Свт. Феофан Затворник

Научая убо инаго, себе ли не учиши

Язычники безответны, что, зная доброе по внушению совести, делали злое. Ты же, иудей, от Самого Бога получил познание о достодолжном, и не только это имел, но и сознавал себя учителем других. Посуди теперь, сколько ты безответнее, когда делаешь худое? Других учишь, а сам что? «Как поступил Апостол, обличая язычников, так поступает и здесь. Как там сказал: имже бо судом судиши друга, себе осуждаеши, — так и здесь говорит: научая инаго, себе ли не учиши! Излагая мысль свою в виде вопроса, стыдит иудеев. В начале сказал, что одно слышание закона, если не присоединено будет исполнение его, не приносит никакой пользы; а теперь доказывает гораздо больше, что не только слышание, но даже и важнейшее того, самое обучение (других) закону, не поможет учащему, если он не исполняет того, чему учит. И не только не поможет, но еще навлечет большее наказание» (святой Златоуст). Когда учишь другого, то, значит, не только знаешь должное, но и желаешь, чтобы оно признано было таковым другими и вошло в жизнь. Сам же ты: что остаешься назади и не трогаешься с места, подобно столбу, который указывает другим дорогу, а сам недвижим пребывает? Замечают, что когда кто сам в чем погрешает, то ревностнее обличает за то же других. Апостол говорит как бы: не трать ты эту ревность попусту и, вместо других, обрати лучше всю ее на себя самого.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

как же ты, уча другого, не учишь себя самого

См. Толкование на Рим. 2:17

Прав. Иоанн Кронштадтский

как же ты, уча другого, не учишь себя самого

Тебе дано право учительства – и ты учишь других, всенародно, во храме, торжественно, жить в чистоте и святости, по-христиански. А сам делаешь то, чему учишь других? Ведь ты учишь других для дела, то есть, чтобы они исполняли на деле то, чему учишь; что же ты сам прежде в своей жизни не осуществляешь преподаваемых тобою правил жизни, уча другого, не учишь себя самого?

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

как же ты, уча другого, не учишь себя самого

Павел показал, что такой человек не получил никакой пользы от установления закона, но утешается одной только буквой и пытается учить других, делами же противоречит словам и напрасно пытается через закон себя возвеличить.

Толкования на послания святого Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 21-24 Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? Говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников

Излагает мысль свою в виде вопроса, пристыжая тех, которые хвалились, что они - учители. Святотатством называет хищение посвященного идолам; ибо хотя они гнушались идолами, но, обладаемые сребролюбием, коснулись посвященного идолам из постыдной корысти. После этого излагает самую тяжкую вину, говоря: хвалишься законом, как превознесенный честью от Бога чрез закон, а преступлением закона бесчестишь Бога. Здесь три вины. Первая: иудеи бесчестят; вторая: бесчестят Бога, превознесшего их честью; третья: бесчестят закон, нарушая его, тогда как он служил к их чести. Но дабы не подумали, что обвиняет иудеев сам, привел в обвинителя их пророка Исаию, выставляя две вины их. Ибо они не только сами оскорбляют Бога, но и других приводят к тому, и не только не учат жить по закону, но и учат противному, учат хулить Бога, что противно закону; ибо видящие их развращение говорят: этих ли должен любить Бог? Неужели Бог, любящий таковых, есть истинный Бог?

Толкования на послание к Римлянам.

Амвросиаст

как же ты, уча другого, не учишь себя самого

Это означает следующее: ты, осуждающий язычников в беззаконии и в безбожии, себя самого не судишь. Отвергнув Христа, Который был обещан в законе, ты выдаешь себя в тех, кого осуждаешь. Ты учишь не красть - и крадешь; учишь, чего делать не должно, - а сам делаешь. Объясняя ложно веру Христа, ты отрицаешь Христа нашего, обещанного в законе.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Ст. 21-24 как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй », прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников

Здесь Апостол стыдит иудеев, которые, считая себя способными учить язычников, сами погрязали в разных пороках. Воровство, прелюбодеяние и святотатство - вот их главные преступления, на каких останавливает Апостол свое внимание. И в то же время они везде хвалятся тем, что они народ Божий! Не посрамляют ли они через это самое имя Божие? - Крадешь…, прелюбодействуешь. Апостол выбирает эти два примера преступности иудейской, вероятно, с тою целью, чтобы показать, что и у иудеев были пороки, соответствующие специфически-языческим - жадности и невоздержанию (1:29). - Святотатствуешь (ierosuleiV). Иоанн Златоуст, Феофилакт и мн. другие видят здесь указание на случаи похищения евреями драгоценных предметов из языческих капищ, и такое толкование вполне согласно с предшествующим замечанием Апостола: гнушаясь идолов. Очевидно, что в слове святотатствуешь также речь идет о похищении священных предметов из идольских капищ, что и случалось в действительности (Деян 19:37) [Дейсман говорит, что и теперь на Востоке христиане скупают украденные из мечетей драгоценные ковры для собственных домов…]. - Ради вас… имя Божие хулится у язычников. Язычники, видя порочную жизнь иудеев, конечно, говорили: «ужели таких людей любит Бог? Ужели Бог, любящий таких, есть истинный Бог?» (Феофилакт Болг.).

См. также Толкование на Рим. 2:17