Толкования на Рим. 2:22

Свт. Иоанн Златоуст

Проповедал не красти, крадеши: глаголяй не прелюбы творити, прелюбы твориши: гнушался идол, святая крадеши

См. Толкование на Рим. 2:17

Свт. Феофан Затворник

Проповедал не красти, крадеши: глаголяй не прелюбы творити, прелюбы твориши: гнушался идол, святая крадеши

От общего обличения, что, уча других, сам остается не обученным, то есть не делающим того, чему других учит, переходит Апостол к указанию частных подобного рода случаев. Указывает только на три порока — воровство, прелюбодеяние и святотатство. Почему так? Может быть, потому, что из главных трех порочных склонностей, — своекорыстия, сластолюбия и гордости, — представителем первой служит воровство, представителем второй — прелюбодеяние, представителем третьей — святотатство, не людей только и людское презирающее, но Самого Бога и Божеское. Те три страсти обнимают все порочное и греховное, и порождения их многочисленны. Не перечисляя всех, Апостол выставляет по одному из порождений каждой, более обычному или более резкому. Своекорыстие заставляет приобретать усиленным трудом, усиленною торговлею, некоторыми неправостями в торговле и сделках, неправыми ростами и подобное. Но когда кто решается похищать чужое, очевидно, корыстность его выходит из всяких пределов. Равно, блудящий когда от своей жены бежит к другой, сластолюбие его, видимо, делается неудержимым. И святотатство есть плод корысти, — но по духу оно есть плод презорства ко всем и всему; презорство же составляет существенную черту гордости.

Слова Апостола о воровстве и прелюбодеянии ясны; но слова о святотатстве не совсем понятны. Гнушаяся идол, святая крадеши. — Ίεροσυλεϊς — святотатствуешь. До плена иудеи нередко впадали в идолопоклонство; но после плена были свободны от сего величайшего греха. И справедливо об них сказать, что они гнушались идолов. Но что значит: святое крадешь? Чье и как? Где и как святотатствовали? Судя по тому, что тут говорится об идолах, можно думать, что и святое крали тоже идольское и в идольских капищах. Так понимают наши толковники. Чрез это иудей осквернялся; ибо скверно все жертвованное идолам и чрез них бесам. Если при этом идолам посвященное крал он, как святое, то соприкасался идолопоклонству: гнушение идолами было только кажущееся, на деле же он не считал их ничем, а чем-то. Если же так, то, отвлекая мысль от идолов и останавливая внимание на одном похищении святого, увидим в этом действии богопрезорство, богоборство, гордую дерзость против Бога — вообще. — Но иным кажется, что, как за иудеями не водилось греха ограбления идольских храмов, то крадение святого лучше разуметь о похищениях из своего храма. Как и это не было так обще, чтобы можно было приписывать такой порок всякому иудею; то иные под святотатством стали здесь разуметь неблагоговеинство иудеев к своему храму и к тому, что посвящается ему, или присвоение себе того, что должно бы быть отдано в храм. Что надлежало отдавать в храм, он утаивал и чрез сие крал то у храма. Говорит как бы Апостол: идолов гнушаешься, но и свое-то святое не чтишь нисколько. За иудеями, жившими вне Палестины, очень обычно могли водиться преступления против установленного отношения их к храму и священнодействиям. Это неисполнение Апостол, может быть, и называет святотатством. Или, может быть, святотатством наименовал Апостол их небогобоязненность, забвение Бога и должного к Нему сердечного поклонения. Идолов гнушаешься, — но и истинного Бога не чтишь как должно; крадешь у него сердце, которое Ему должно быть посвящено, и предаешь его вещам земным и тварным. Последующая речь у Апостола идет о том, как иудей Бога бесчестит и как имя Его чрез него хулится во языцех. Не истолкование ли это святотатства, здесь поминаемого?

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь

См. Толкование на Рим. 2:17

Блж. Феофилакт Болгарский

Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь

См. Толкование на Рим. 2:21

Ориген

Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь

Эти же слова могут быть отнесены к еретикам: ведь они называют себя христианами, и многие из них также хвалятся тем, что соблюдают закон, которым они научены быть водителями слепых и учителями младенцев, и разумеют лучшее (ср. Рим. 2:17-20), что, по их утверждениям, утаили отцы Церкви. Но поскольку они сами крадут Слово Божие и похищают знание о нем при помощи своего извращенного толкования, взамен же вводя другой, прелюбодейный, смысл веры в царские чертоги невесты Христовой - Церкви, то по праву им сказано: Проповедуя не красть, крадешь, и говоря «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь

Ты извращаешь закон, подменяя истину Христа ложью. Потому Павел говорит в другом послании: «извратители Слова Божия» (ср. 2 Кор. 2:17, 4:2). Ты поклоняешься идолам и святотатствуешь. Святотатствуешь, когда отвергаешь Христа, о Котором говорят закон и пророки. Исаия же говорит: «Потому что Бог - у тебя [Израиль], и нет Бога иного. Ты - истинно Бог, а мы и не знали, Бог Израилев, Спаситель» (Ис. 45:14-15). Разве иудеи о Боге Отце говорили: «Ты - истинно Бог, а мы и не знали», когда весь закон проповедует власть Бога Отца, от которой все есть? Когда же явился Сын Божий, то не открылось, Кто Он, до Его воскресения. Так что о Нем говорилось: «Ты - истинно Бог, а мы и не знали».

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь

См. Толкование на Рим. 2:21