Толкования на Рим. 2:26

Свт. Иоанн Златоуст

Аще убо необрезание оправдание закона сохранит, не необрезание ли его во обрезание вменится

См. Толкование на Рим. 2:23

Свт. Феофан Затворник

Аще убо необрезание оправдание закона сохранит, не необрезание ли его во обрезание вменится

Слово: необрезание — стоит вместо: необрезанный. — Поставив значение обрезания под условие исполнения закона и указав таким образом, что иудей, не исполняющий закона, стал то же, что необрезанный, — теперь с противоположной стороны впечатлительнее представляет ту же мысль: положим, что необрезанный исполнит закон; тогда он станет то же, что обрезанный. Апостол выставляет здесь не действительный факт исполнения необрезанным оправданий закона, а говорит это предположительно: если так случится, что необрезанный исполнит закон. По течению речи у него прямо так выходило, а чтоб и на деле так было, отсюда заключить нельзя. Ибо на деле хотя и бывали нехудые язычники, но, строго говоря, все они и понятий истинных не имели о нравственном совершенстве, и тем паче сил к достижению такого совершенства. В сем смысле можно только на частные указывать случаи и грешника иудея в одном каком роде противопоставлять не грешащему в сем роде язычнику. Например: иной иудей вор, а иной язычник не вор: язычник исполняет в сем случае требование закона, а иудей нет; и в сем отношении тот обрезанный, а этот необрезанный. Полагать же на основании сих слов, что Апостол почитает возможным, чтоб язычник необрезанный явился нравственно совершенным, нельзя. Он говорит о сем только предположительно, чтоб сильнее напечатлеть в уме иудея мысль, как низко он падает, нарушая закон, и чрез то успешнее расположить его к покаянию и ко взысканию иного оправдания, кроме обрезания: в чем вся цель у Апостола в сем отделении.

Смысл слов: аще необрезание оправдание закона сохранит — тот же, что в предыдущем стихе смысл слов: аще закон твориши. Как там разумеется сердечное исполнение нравственно-религиозных требований, так и здесь. Оправдание, δικαιώματα, — права, требования неотложные. Кто исполнит их или будет свят, тот, хоть и не обрезан, сочтется обрезанным. Феодорит пишет: «закон требует дела. Посему, если ты, обрезанный, дел не имеешь, а необрезанный имеет, то не справедливо ли тебе называться беззаконным, а ему принять на себя твое почетное название и именоваться уже не необрезанным, как ты в укоризну называешь его, но паче обрезанным, как обрезавшему порочность души?» Святой Златоуст дает понять, что здесь у Апостола идет рассуждение отвлеченно. Именно: «он разбирает, что такое обрезание и что такое необрезание, и говорит, что обрезание есть добрые дела, а необрезание — худые дела. И необрезанного, имеющего добрые дела, включив в понятие обрезания, а обрезанного, но ведущего порочную жизнь, исключив из понятия обрезания, отдает преимущество необрезанному».

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание

См. Толкование на Рим. 2:17

Блаж. Августин

Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание

Так язычники становятся членами дома Израилева, когда их необрезание засчитывается как обрезание, поскольку праведность закона они демонстрируют не через обрезание плоти, но любовью сердечной. Потому что если плоть охраняет праведность закона, то неужели не зачтется им в обрезание?

О духе и букве.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание

Не говорит, что необрезание превосходит обрезания, ибо это слишком больно, но говорит, что вменится ему в обрезание. Поэтому истинное обрезание есть добрая деятельность: равным образом необрезание есть худая деятельность. Заметь, не сказал: если необрезание сохранит закон; ибо, вероятно, предполагал такое возражение от кого-нибудь: возможно ли, чтобы сохранил закон человек необрезанный, когда самое бытие необрезанным составляет нарушение закона? Как же выразился? Постановления закона, то есть постановления, выполнением которых думают оправдаться. Ибо обрезание не было делом, но страданием, претерпеваемым тем, кого обрезывали, почему и не может называться оправданием закона. Оно дано как знак, чтобы не смешивали иудеев с язычниками.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание

Это сравнение мы можем приложить к тому, что происходит в Церкви. Например, мы можем назвать необрезанными катехуменов или язычников, а обрезанными - верных, принявших благодать крещения. Итак, если катехумен, еще не обрезанный благодатью омовения, соблюдает закон Христа и хранит заповеди праведности, то разве он, согласно этому сравнению, не осудит того, кто называется верным, но не соблюдает предписанного, а только позорит закон Христа и заповеди?

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание

Праведность закона - в вере во Христа, как апостол говорит в другом месте: Конец закона - Христос, к праведности всякого верующего (Рим. 10:4). Поэтому становится очевидным, что если язычник верит во Христа, то он становится сыном Авраама, который является отцом веры (см. Рим. 4:16; Гал. 3:7-8).

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание

Здесь Апостол берет обратный случай, чтобы показать нелепость расчета иудеев на одно обрезание. Если язычник станет исполнять закон, не приняв обрезания, то не зачтется ли ему это на суде Божием как бы принятие обрезания? Апостол, очевидно, имеет здесь в виду те случаи, о каких он говорил в 14-ом ст. Могли быть где-нибудь в далекой стране язычники, совсем не имевшие понятия о Моисеевом законе, но, по влечению сердца, исполнявшие в существе то же, что требовалось этим законом - дела милости и заповедь о чистоте. Такие люди не могли остаться без награды от Бога (ср. ст. 10), хотя они и не имели на себе обрезания.

См. также Толкование на Рим. 2:17