Толкования на Рим. 3:18

Свт. Феофан Затворник

Несть страха Божия пред очима их (ср.: Пс. 35:2)

Начато изображение худости иудеев, со слов пророческих, богозабвением и кончено бесстрашием пред Богом. То и другое означает отпадение от Бога, вследствие которого извращается нрав. И народное присловие то же выражает, когда в лицо злодею и обидчику говорит: Бога ты не боишься. Бога исповедует, и суд Его признает, и ада не отвергает; а между тем страха Божия не имеет. Как это возможно и в ком? Возможно под прикрытием обольстительного изворота: ныне сделаю по желанию своего сердца, а завтра покаюсь. Можно предполагать, что злодеи не все замышляют до конца злодействовать, а злодействуют будто вынужденные обстоятельствами. Но все же страха Божия и в таких нет, а возможен. И бывает, что многие из них образумливаются. Но бывает и то, что, от злодейства к злодейству переходя, ожесточаются сердцем и по множеству злодеяний теряют всякую надежду помилования: вследствие чего предаются в руки злого произволения своего и появляющуюся мысль о Боге прогоняют враждебно, с неприязнию. Это настроение — сатанинское.

Таково изображение худости иудеев в параллель худости язычников. Сличив то и другое, видим, что и там и здесь все извращение нрава проистекает из отпадения от Бога умом и сердцем. Но замечательно, что, тогда как язычники, отпадши от Бога, ниспали в самую грубую похотливость и потом уже во всякого рода неправды, — иудеи, перестав разумевать и взыскивать Бога, предаются прямо делам неправым и безблагостынным. И по истории видно, что хотя и иудеи впадали в грехи похоти плотской, но среди их не было такого разлияния блуда, как среди язычников. Святой Апостол и не счел нужным особенно выставлять этого порока на вид.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Нет страха Божия перед глазами их

См. Толкование на Рим. 3:9

Прав. Иоанн Кронштадтский

Нет страха Божия перед глазами их

Ты изгнал из сердца своего этот спасительный страх. Подумай хорошенько о необходимости водворить его в сердце.

Блж. Феофилакт Болгарский

Нет страха Божия перед глазами их

См. Толкование на Рим. 3:9

Ориген

Нет страха Божия перед глазами их

Если какой-нибудь человек постоянно размышляет о страхе Божием и разыскивает, что угодно Богу, а что - нет, то говорится, что страх Божий перед глазами его. Однако такой человек должен быть опытен и тщательно наставлен в законе Господнем, чтобы ему как-нибудь не убояться страхом там, где этот страх не нужен. Итак, следует всегда иметь перед глазами страх Божий. Не перед этими плотскими очами, поскольку нами не ищется что-либо видимое или телесное, но перед очами разума, которыми мы прозреваем как смысл, так и учение Божия страха, и через которые, как было сказано выше, мы понимаем, чего нужно страшиться, а чего - нет. Кто боится Бога, тот не боится светских властей.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

Нет страха Божия перед глазами их

Поскольку такие люди неразумны, в них отсутствует страх Божий. Начало мудрости - страх Господень, как говорит Соломон (Притч. 1:7). Однако он не сказал, что они не имеют Божия страха, но, что Нет страха Божия перед глазами их. О том, кто видит, как злы его дела, но не испытывает ужаса, говорят, что перед его глазами нет страха Божия.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Нет страха Божия перед глазами их

См. Толкование на Рим. 3:10