Толкования на Рим. 4:19

Свт. Иоанн Златоуст

И не изнемог верою, ни усмотри своея плоти уже умерщвленныя, столетен негде сый, и мертвости ложесн Сарриных

См. Толкование на Рим. 4:14


Не просто сказал – «мертвость Саррина», чтобы не подразумевать только возраста, но – «утроба Саррина в омертвении», сделавшуюся не от времени только, но от самой природы. Несмотря, как я сказал, на столько великих препятствий и зная, что это есть обетование Божие, как оно богато источниками и средствами, как оно не останавливается перед препятствиями ни в законах природы, ни в трудности самого дела, ни в чем-либо другом, а идет вопреки всему, приводя обетованное в исполнение, (Авраам) принял сказанное, поверил обетованию и, всецело изгнав опасение из разума, счел все это достоверным, думая, как это и действительно, что у Бога достаточно могущества, чтобы сдержать Свое слово, и не доискивался, как и каким образом все будет, для чего все это случилось не в молодости, а в старости, и вообще так поздно.

Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями.


Велика сила веры! Как робки и слабы суждения человеческие, так крепка и сильна вера. «Не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело». Видишь ли, как он пренебрег видимым, как не посмотрел на старость, хотя она была пред глазами? Но он созерцал очами веры, а не глазами телесными. Поэтому он и не видел ни старости, ни мертвенности Сары: «и утроба Саррина в омертвении». Здесь апостол указывает нам на бесплодие. Была немощь двоякая: одна от старости, другая от слабости природы; не только тело по возрасту было неспособно к деторождению, но и самая утроба была омертвевшею, и самое природное вместилище (деторождения) еще прежде ста­рости было неспособно по причине бесплодия. Видишь ли, сколько было препятствий? Старость мужа, старость жены; бесплодие, ко­торое еще неспособнее старости и в особенности препятствует деторождению. И, однако, Авраам оставил все это без внима­ния и очами веры возвысился до небес, имея величайшее до­казательство на исполнение обещанного – силу Обетовавшего. Поэтому он «не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу» (Рим.4:20). Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая от заблуждения суждений и успокаивающая душу в великой тишине.

Беседа на апостольские слова: знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.

Свт. Феофан Затворник

И не изнемог верою, ни усмотри своея плоти уже умерщвленныя, столетен негде сый, и мертвости ложесн Сарриных

Не изнемог верою — не допустил, чтоб ослабела и немощною оказалась вера его. Было много такого, что могло поколебать, ослабить и развеять веру его; но она была столько сильна, жива и могущественна, что и не почувствовала никакого подавляющего влияния от внешних неблагоприятных соприкосновенностей. Почему так? Потому что праведный Авраам, приемля обетование из уст Божиих, не на плоть свою умерщвленную и не на мертвость Саррину смотрел, а на неложное слово всемогущего Бога. Если б он посмотрел на увядание плоти и припомнил бы еще притом, что до него и примера подобного никогда не было (см.: святой Златоуст), то не дивно, что изнемогла бы вера его, подобно тому как изнемогла вера святого Петра, когда он, вместо Господа, повелевавшего ветрами и морем, взглянул на бушевавшую бурю и воздымавшиеся волны. Но как он при сем смотрел только на единого Бога, могущего и из камней воздвигать чад, то не изнемог верою, несмотря на то, что сам уже был почти столетен, а Сарра не только была престарела, но и бесплодна.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении

См. Толкование на Рим. 4:17

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 19-21 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное

Сказав, что Авраам сверх надежды человеческой поверил с надеждой Божиею, теперь доказывает это, говоря, что Аврааму было сказано: умножу семя твое, как звезды небесные и как песок (Быт. 15:5; 22:17); он же не ослабел в вере, но, пребывая в ней твердым, не обратил внимания ни на собственное тело, уже омертвевшее от времени, ни на сугубое омертвение утробы Сарриной (ибо утроба ее омертвела и от старости, и от бесплодия), и не стал недоумевать, то есть нимало не усомнился, не поколебался мыслью, но пребыл тверд в вере. Заметь, как доказывает, что верующий имеет нужду в большой силе. Многие унижали веру, как дело, не требующее труда, а дела возвышали, как требующие пота и силы. Но апостол говорит, что верующий имеет нужду в великой и мощной душе, дабы отражать внушения неверия, как и Авраам возмог верою. А как возмог верою Авраам? Воздав славу Богу, то есть не посредством человеческих умозаключений уверовав, но помышляя в себе достойное славы Божией и быв уверен, что Бог может сделать невозможное; ибо в этом состоит слава Божия. Почти столетнего сказал приблизительно, потому что в то время Аврааму не было еще ста полных лет.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении

Авраам был омертвелым не из-за слабости своего возраста, но согласно той добродетели, которую святые, вначале исполнив в себе самих, призывают иметь также и остальных, говоря: Умертвите земные члены ваши (Кол. 3:5). Ибо, я думаю, было бы нелепо не верить, что того блага, которое имел в себе Павел (ведь он не повелевал бы и другим того, чего сам не сделал (ср. 1 Кор. 7:1)), не имел столь великий праотец Авраам, которого апостол называет и своим отцом. Итак, и в нем было это омертвение членов: он не возбуждался роскошью, не разжигался похотью, как те, о ком апостол говорит: Лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7:9). То же самое было и с Саррой, потому что у нее прекратилось женское. Ибо в ней не было женского легкомыслия или невоздержанной распущенности, и они не устремлялись против воли на удовлетворение похоти; но, услышав о такой надежде на продолжение рода и о славе своих потомков, которая должна была сравниться с небом и звездами, услышав об этом, они не посмотрели на собственные блага, на благодать воздержания, на умерщвление членов, но все это, что полагали для себя приобретением, сочли ущербом, чтобы стяжать Христа (ср. Фил. 3:7).

Комментарии на Послание к Римлянам.

Экумений

И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении

Хорошо сказано: почти столетнего, потому что ему было не сто, а девяносто девять (см. Быт. 17:1, 24).

Фрагменты.

Лопухин А.П.

И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении

Не помышлял… - прав. с греч. (ou katenohsen) - не обратил внимания на то, что… Апостол Петр, пока смотрел только на Господа, идя по морю, не тонул, потому что веровал в Него, а когда взглянул с сомнением на волны, стал тонуть. Авраам остался в вере, - не посмотрел на то, что могло его поколебать в доверии к обещанию Божию.

См. также Толкование на Рим. 4:18