Толкования на Рим. 5:18

Свт. Иоанн Златоуст

Темже убо, якоже единаго прегрешением во вся человеки вниде осуждение: такожде и единаго оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни

См. Толкование на Рим. 5:14

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 18-19 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие

К предложенным мыслям божественный Павел прибавляет своего рода умозаключение и говорит: Посему, как преступлением одного и далее. Ведь, с одной стороны, мы осуждены в Адаме, как я сказал прежде, и, как от первого корня, на всех перешло то, что от него: возникшая вследствие проклятия смерть. А с другой стороны, мы оправданы и вновь расцвели для жизни, поскольку ради нас был оправдан Христос. Ведь праотец, не сберегши данную ему заповедь, оскорбил Бога и претерпел последствия Божественного гнева, а именно: он впал в тление. Тогда и набросился на человеческую природу грех, тогда и грешными сделались многие, то есть живущие по всей земле.

Но могут сказать: «Да, Адам поскользнулся и, пренебрегши Божественной заповедью, был осужден на тление и смерть. Почему тогда из-за него грешными сделались многие? И как вообще те, которых ещё не было, осуждены были с ним? Притом что Бог говорит: Отцы да не умирают за детей, ни дети за отцов (Втор. 24:16)1); Душа, которая согрешит, она и умрет (Иез. 18:4)2). Так какой будет у нас способ оправдания? Конечно, душа, которая согрешит, она и умрёт, а стали грешными из-за непослушания Адама следующим образом, а именно: он был сотворён для нетления и жизни, и святым было у него жительство в раю сладости, ум весь и всегда пребывал в боже- ственных созерцаниях, а тело — в безмятежности и невозмутимости, ведь покоилась всякая постыдная похоть, ибо в нём не было смятения непристойных движений. Но поскольку он подпал под грех и оказался в тлении, похоти и нечистоты вошли в природу плоти и возрос свирепствующий в наших членах закон (ср. Рим. 7:23). Следовательно, природа заболела грехом через непослушание одного, то есть Адама; так грешными сделались многие, не потому что они совершили преступление вместе с Адамом, ибо их тогда ещё не было, но потому что они принадлежат к его природе, подпадшей под закон греха. Следовательно, как в Адаме человеческая природа заболела тлением из-за непослушания и таким образом в неё проникли страсти, так во Христе она вновь освобождена, ибо Он стал послушен Богу Отцу и не сотворил греха3).

Из катен

Свт. Феофан Затворник

Темже убо, якоже единаго прегрешением во вся человеки вниде осуждение: такожде и единаго оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни

Темже убо — указывает, что следующие за сим два текста суть вывод из предыдущего рассуждения. Он говорит как бы: итак, видите теперь, — или: итак, доказано. Он и прежде уже доказал, что Бог спасает нас ныне смертию единого Сына Своего воплотившегося. Потом вознамерился приблизить сию истину к убеждению, противопоставив сие дело благодати Единого тому, что произвел грех одного Адама, и говоря как бы: грех одного причинил всем пагубу, как может кто-либо сомневаться, что чрез Одного же устрояется и спасение? Это выразил он в стихе 12 и далее, где сказал: чрез одного грех и смерть, чрез одного правда и живот; потому что как в первом все согрешили, так во втором все стали правы и праведны. Объяснив затем, что последнее гораздо более имеет силы и достоверности — в стихах 15-17, он сводит теперь все рассуждение опять к тому же, что сказал в стихе 12, именно что как от одного грех и смерть, так от одного правда и живот; потому что как в первом все согрешили, так во втором все стали правы. Положение содержится в стихе 18, а основание его — в стихе 19.

Положение выражено так: как прегрешением одного во всех людей вошло осуждение, — разумеется осуждение на смерть, — так оправданием одного во всех людей вошло оправдание к жизни. Блаженный Феодорит пишет: «взирая на Адама, говорит Апостол, не сомневайтесь в сказанном мною (то есть что Бог спасает всех во едином Господе Иисусе Христе). Ибо если то истинно, как и действительно истинно, что, когда преступил Адам заповедь, весь род приял на себя смертный приговор, то явно, что правда Спасителева всем человекам устрояет жизнь». — Апостол сказал: вниде оправдание жизни, — давая разуметь, что спасительные силы благодати уже вошли в человечество, восприняты им и начали свое восстановительное действие. А что сказал: во вся человеки вниде, — когда начало только входить, то этим выразил он, с одной стороны, несомненность действия благодати, созерцая его в едином обзоре, с другой — вседовлетельность благодати, которая все объемлет — и настоящее, и прошедшее, и будущее. Не сомневайся, что вошла уже благодать сия, и спеши лишь воспользоваться ею, чтоб уничтожить пагубные следствия первого греха.

Основание, почему так сделалось, что и там пагуба, и здесь спасение, — всё от одного, — то, что как там чрез ослушание одного все стали грешны, так и здесь чрез послушание одного все стали праведны. Мнози — употребил Апостол вместо: все. Святой Апостол не разъясняет, как чрез ослушание или грех одного стали все грешны, но это доказывал опыт; ибо после Адама действительно и грешили все, и грешными все были почитаемы. К греху Адама прилагали свои и бывали сугубо грешны пред Богом. Не объясняет он и того, как чрез послушание одного могут быть праведны все; но в примере первого дает разуметь возможность последнего. Почему говорит: праведны будут, — с греческого: состоятся праведными. Уже начали быть праведными; подожди, станут такими и все. А что начали, это очевидно было для всех. Всем отпускаемы были грехи по вере в Господа, и всем по той же вере была сообщаема благодать Святого Духа, научавшая их делам всякой правды и делавшая их сильными к совершению их: все веровавшие самым делом были праведны и святы и пред всеми являлись таковыми. Этим путем и все люди могли сделаться праведными. Они еще не сделались, но Апостол созерцает уже их таковыми в едином всеправедном и всесвятом Господе Иисусе Христе, как в семени можно узревать все дерево многоветвенное и многоплодное.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни

Суд произведен нам чрез одного в осуждение, то есть чрез одного было нам осуждение. Благодать же и дар крещения, излитые по причине многих грехов, ведут нас к оправданию и оправдывают нас чрез очищение, данное нам туне.

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Блж. Августин

Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни

Никто не рождается без действия телесного вожделения, которое наследуется от первого человека - Адама. Но и никто не рождается без действия духовной благодати, которая дана через второго человека - Христа.

Послания.


Бог хочет, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины (ср. 1 Тим. 2:4) - все, к кому благодать приходит через Одного к оправданию жизни.

Против Юлиана.

Блж. Феофилакт Болгарский

Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни

См. Толкование на Рим. 5:17

Амвросиаст

Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни

Есть те, кто считают, что поскольку осуждение было всеобщим, то всеобщим будет и оправдание. Однако это неправильно, потому что не все веруют.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Констанций

Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни

Тот, который выше сказал: Не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? и прибавил: никак (Рим. 3:5-6), - каким образом может тотчас осудить всех людей из-за преступления одного Адама, хотя даже праведностью одного Христа не все люди оправданы? Однако, сказав: все, он говорит не обобщенно, но имеет в виду многочисленность каждой из частей. Иначе все люди окажутся оправданными во Христе, как и осужденными в Адаме, и более некого будет наказывать.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни

Здесь Апостол делает вывод из всего предыдущего, что сказано с 12-го стиха: там, в Адаме, через грехопадение одного появилось всеобщее осуждение, здесь, во Христе, через оправдание одного получилось оправдание всех, ведущее к истинной и полной жизни. - Правда одного (dikaiwma). - Здесь, по контексту речи, разуметь нужно дело оправдания, совершенное Христом, составляющее противоположность тому, что в этом стихе названо преступлением (дело Адама). Это дело оправдания, конечно, обнимает собою смерть и воскресение Христа. - Оправдание к жизни (dikaiwsiV) - это состояние оправданных верующих.

См. также Толкование на Рим. 5:12

1) Ср.: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов» (Син.).
2) Юнгеров
3) Сходным образом наследование греха от Адама святитель объясняет в 6-й главе трактата «Разъяснение догматов», делая акцент на другом последствии грехопадения — смерти. Там также проводится параллель Адама и Христа, и также с опорой на слова ап. Павла 1 Кор. 15, 21–22 (Cyrillus Alexandrinus. De dogmatum solutione 6 / / Pusey Ph. E. Op. cit. Vol. 3. P. 560–561; рус. пер.: Свт. Кирилл Александрийский. Разъяснение догматов / / БВ. 2016. No 20–21. Вып. 1–2. С. 315–316).