Толкования на Рим. 6:5

Свт. Василий Великий

Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения

См. Толкование на Рим. 6:4

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения

Павел не сказал, что мы были соединены «смертью», но: подобием смерти Его. Ибо и то и другое - смерть, однако разных вещей: та - смерть тела, а эта - греха, потому и подобие смерти.

Огласительное слово о клятве.


Ст. 5-11 Аще бо сообразни быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем, сие ведяще, яко ветхий наш человек с Ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху: умерый бо свободися от греха. Аще же умрохом со Христом, веруем, яко и живи будем с Ним, ведяще, яко Христос воста от мертвых, ктому уже не умирает: смерть Им ктому не обладает. Еже бо умре, греху умре единою: а еже живет, Богови живет. Такожде и вы помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови, о Христе Иисусе Господе нашем

О чем я говорил уже выше, о том скажу и теперь, а именно, что (апостол в послании к Римлянам) часто переходит к нравоучительному слову не так, как в остальных посланиях, которые он разделяет на две части и первую назначает для догматического учения, а вторую попечению о нравах; но здесь не так, а попеременно делает это на протяжении всего послания, чтобы слово его было хорошо принято. Итак, он говорит здесь, что существуют два умерщвления и две смерти: одно умерщвление совершается Христом в крещении, а другое должно совершаться нами посредством нашей деятельности после крещения. То, что в крещении погребены прежние наши грехи, составляет Христов дар, а пребывание после крещения мертвыми для греха - это должно быть делом собственного нашего попечения, хотя и здесь, как увидим, всего более помогает нам Бог. Крещение имеет силу не только заглаживать прежние согрешения, но и защищает от будущих. И как для заглаждения прежних грехов ты принес веру, так и для того, чтобы опять не оскверняться грехами после крещения ты должен обнаружить перемену в усердии. Советуя это самое, (апостол) и говорит: аще бо снасаждени быхом подобию смерти Его, но и воскресения будем. Заметил ли ты, как он возвысил слушателя, возведя его прямо к самому Господу и стараясь доказать большое с Ним подобие. А чтобы ты не стал возражать, апостол не сказал: смерти, но: подобию смерти, так как в тебе не самая сущность умерла, а умер греховный человек, т. е. порочность. Не сказал также (апостол): если мы приобщились подобию смерти, но как говорит? Аще бо снасаждени быхом, намекнув словом - насаждение на плод его в нас. Как Христово тело, погребенное в земле, принесло плод - спасение мира, так и наше тело, погребенное в крещении, принесло плод - правду, освящение, усыновление и бесчисленные блага, а впоследствии принесет и дар воскресения. И так как мы погребены в воде, а Христос в земле, ты в отношении греха, а Он телом, то (апостол) не сказал: снасаждени быхом смерти, но: подобию смерти, потому что хотя то и другое есть смерть, но не в отношении к одному и тому же. Аще снасаждени быхом в смерти, говорит, и воскресения будем. Здесь он разумеет будущее воскресение. Так как выше, когда рассуждал о смерти и говорил: или не разумеете, братья, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся, - он ясно ничего не сказал о воскресении, но о жизни после крещения, повелев ходить в обновлении жизни, то здесь, употребив тоже выражение, предвозвещает уже нам о будущем воскресении. А чтобы ты понял, что (апостол) говорит именно о будущем воскресении, а не о воскресении в крещении, он, сказав: аще снасаждени быхом подобию смерти Его, не сказал, что и подобию воскресения снасаждени будем, но просто - и воскресения будем. Чтобы ты не возразил: «если мы не умерли, как умер Христос, то как же мы воскреснем, как Он воскрес?» - апостол, когда упомянул о смерти, не сказал: снасаждени смерти, но - подобию смерти, а когда говорит о воскресении, не сказал: подобию воскресения, но и самого воскресения будем. И опять не сказал: были, но: будем, указывая и этими словами не на бывшее уже, но будущее воскресение. Потом, желая сделать свою речь достоверной, он указывает на другое воскресение, совершающееся здесь прежде будущего, чтобы ты по настоящему уверовал и в будущее. Сказав именно, что снасаждени воскресения будем, присовокупил: cиe ведяще, яко ветхий наш человек с ним распятся, да упразднится тело греховное (ст. 6). Здесь (апостол) представил вместе причину и доказательство будущего воскресения; и он не сказал: распятся, но: с ним распятся, сближая крещение и крест. Так и выше говорил: снасаждени быхом подобию смерти Его, да упразднится тело греховное, называя так не это наше тело, но всю порочность. Как именем ветхого человека он называет вообще все зло, так телом ветхого человека опять называет зло, слагающееся из разных видов порока. И что сказанное - не мое предположение, послушай, как сам Павел объясняет это далее. Сказав: да упразднится тело греховное, он присовокупил: яко ктому не работати нам греху (ст. 6). Желаю, чтобы тело было мертво, но не в том смысле, чтобы оно разрушилось и погибло естественною смертью, а в том, чтобы не грешило. И дальше (апостол) еще более разъясняет это, говоря: умерый бо свободися от греха (ст. 7). Это (апостол) говорит о всяком человеке, потому что как умерший освобожден от греха уже тем самым, что лежит мертв, так и вышедший из крещения: он однажды уже умер, поэтому ему должно навсегда оставаться мертвым для греха.

Итак, если ты умер в крещении, оставайся мертвым, потому что всякий умерший не может уже грешить; а если ты грешишь, то уничижаешь дар Божий. Таким образом, потребовав от нас столь высокого любомудрия, (апостол) немедленно указывает и на награду, говоря: аще же умрохом со Христом (ст. 8). Хотя быть в общении с Владыкою прежде всякой иной награды само по себе есть уже величайший венец, но, кроме его, говорит (апостол), я предлагаю тебе другую награду. Какую же? Вечную жизнь. Веруем, говорит он, яко и живи будем с Ним (ст. 8). Откуда же это видно? Ведяще, яко Христос воста от мертвых, ктому уже не умирает (ст. 9). Обрати опять внимание на искусство (апостола), как он раскрывает свою мысль от противоположного. Так как крест и смерть естественно приводили некоторых в страх, то он доказывает, что они именно и должны укреплять в надежде. Если Христос умер однажды, говорит (Павел), то не подумай, что Он смертен; напротив, вследствие этого самого Он пребывает бессмертным, так как смерть Его была смертию смерти, и так как Он умер, то и не умирает. Это и есть - смертию греху умре (ст. 10). Что значит: греху? То есть, Сам по Себе Он не был повинен смерти, а умер за наш грех. Для того Он и умер, чтобы истребить грех, подрезать ему жилы и отнять у него всю силу. Замечаешь ли ты, как (апостол) устрашил? Если Христос не умирает в другой раз, то нет и второго крещения, а если нет второго крещения, то ты не должен иметь склонности ко греху. Все это (апостол) говорит, восставая против думавших: сотворим злая, да приидут благая, или: пребудем во гресе, да благодать приумножится. Желая с корнем уничтожить такое мнение, он и высказывает это. А еже живет, продолжает, Богови живет (ст. 10), т. е. непрерывно, так что смерть не имеет уже над ним власти. Если Христос умер первою смертью, не будучи повинен смерти, а за грех других, тем более не умрет Он ныне, истребивши грех. Тоже самое выразил (Павел) и в послании к Евреям, говоря: единою в кончину веков, во отметание греха, жертвою Своею явися. И якоже лежит человеком единою умрети, тако и Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи, второе без грехи явится ждущим Его во спасение (Евр. IX, 26-28). Апостол показывает и силу жизни по Боге и могущество греха, - силу жизни по Боге тем, что Христос уже не умрет, а могущество греха тем, что он побудил умереть Безгрешного; следовательно, как же он не погубит тех, которые действительно виновны? Потом, так как (апостол) беседовал о жизни Христовой, то, чтобы кто-либо не сказал: «какое эти слова имеют отношение к нам»? - он присовокупил далее: такожде и вы помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови (ст. 11). Хорошо сказал - помышляйте, потому что пока невозможно представить видимым образом то, о чем он говорит. О чем же мы должны помышлять, спросишь? Мертвых себе быти греху, живых же Богови о Христе Иисусе Господе нашем, т. е. живущий для Бога достигнет всякой добродетели, имея своим споборником самого Иисуса; это и значит - о Христе. Если он воскресил нас мертвых, то тем более может поддержать нас, когда мы живем.

Гомилии на Послание к Римлянам.

Свт. Кирилл Александрийский

Аще бо сообразни (снасаждени)1) быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем

Божественный Павел говорит, что тем, которые погребены со Христом, следует ожидать, что они и воскреснут с ним, а сообразни может означать что-то вроде «сообразные и тождественные по виду»2) в умопостигаемом смысле. Однако необходимо обратить внимание вот на что: Еммануил положил за нас Свою душу и умер по плоти. Каким же тогда образом мы, крестившись, погреблись с Ним? Неужели претерпев с Ним смерть плоти? Вовсе нет. Давайте тогда уже скажем, каким образом мы стали сродными подобию смерти Его. Дело в том, что Христос умер по плоти, чтобы избавить мир от греха, мы же умираем не по плоти (можно ли?), но для греха (Рим. 6:2), как написано. То есть, мы делаем грех бездейственным и бессильным тем, что умерщвляем земные члены: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание (Кол. 3:5). Итак, мы стали сродными уже не только смерти Христа по плоти, но даже подобию смерти Его. А этим подобием можно считать то, что Он умер за грех, притом не за Свой собственный, вовсе нет, ибо Бог непорочен и крайне далёк от возможности погрешать, но, как я сказал, за грех мира, ибо что Он умер, то умер однажды для греха(Рим. 6:10). Итак, мы стали сродными подобию смерти Его. Но мы непременно будем сродными и тождественными по виду также подобию воскресения Его, ведь мы будем жить во Христе и вернётся к жизни плоть, но будем жить и иным образом, посвятив Ему собственные души и преображаясь в силу освящения также к славному жительству в Святом Духе.

Из катен

Свт. Геннадий Константинопольский

Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения

Крещение во Иордане (см. Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-11) прообразовало таинство воскресения Господа.

Фрагменты.

Свт. Феофан Затворник

Аще бо сообразни (снасаждени) быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем

Доказывает, что правильно сказал пред сим, сказав: спогребохомся… чтоб ходить в обновленной жизни. Ибо, говорит, став сообразными смерти Его, мы должны быть сообразными и воскресению Его. Но если первое совершается чрез умертвие греху, то второе должно совершаться чрез новую жизнь в святости и правде; а это и есть ходить в обновленной жизни, подобясь Христу Господу, воскресшему из мертвых в светлости и славе.

Сообразны, σύμφυτοι, — снасаждены, срощены, как прививок с деревом. Больше и больше углубляет мысль о нашем причастии смерти Христовой в крещении: в смерть крестихомся… спогребохомся… снасаждени. — Хочет сказать: мы срощены со Христом Господом; почему все, что в Нем, должно быть и нашим достоянием. Он умер и воскрес. Не может же случиться, чтобы мы причастились только смерти Его и на том остановились, не став причастными и воскресения Его. Нет; если мы причастны смерти Его, то необходимо уже нам быть причастными и воскресению Его. И чтобы не осталось никакого в этом сомнения, употребил слово: срощены. Ибо где дерево, там же непременно и прививок его.

Что значит: снасаждение смерти Христовой? Умертвие греху, благодатно-таинственно совершившееся в купели крещения и долженствующее быть хранимым по крещении свободным нашим произволением и собственным нашим рачением. Святой Златоуст говорит: «два умерщвления разумеет здесь Апостол. Одно совершается Христом в крещении, а другое обязаны совершить мы сами своею рачительностию после крещения. Что в крещении погребены прежние наши грехи, это есть Христов дар; а чтобы после крещения пребыть мертвыми для греха, сие должно быть делом собственного нашего рачения, хотя и в сем подвиге всего более помогает нам Бог. Ибо крещение имеет силу не только загладить прежние согрешения, но и ограждает от будущих. Как для заглаждения прежних грехов ты с своей стороны употребил веру; так, чтобы не оскверниться грехами по крещении, яви перемену в расположении».

Почему Апостол не сказал: смерти снасаждены, — но: подобию смерти? Святой Златоуст отвечает на это так: «ибо в тебе не самая сущность умерла, а умер греховный человек». И еще: «поелику мы погребены в воде, а Христос в земле, наш погребен грех, а Его тело; то Апостол не сказал: снасаждени быхом смерти, — но: подобию смерти. Хотя то и другое есть смерть, впрочем, не одно и то же умерщвлено ею»

Как разуметь: то и воскресения будем, — то есть будем снасаждены и подобию воскресения? По ходу речи так же должно бы сие разуметь, как и снасаждение подобию смерти, то есть о нравственно-духовном воскресении для святости и правды. И в таком случае слову: будем — надо будет дать значение увещания: да будем, будем же, — или должны быть и явиться снасажденными и воскресению. То… будем, по-гречески: αλλά και… έσόμεθα. Может быть, позволительно перевесть и: будем же. Судя по сему, Апостол предлагает здесь увещание, или налагает на нас обязательство, по крещении жизнию своею подобиться светлости воскресшего Господа, — то есть внушает то же, что пред сим: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем. У наших толковников оправдание сей мысли можно находить только в общем их определении содержания сего стиха, — то есть что Апостол говорит здесь о том, как должны мы жить по крещении, — именно бегая греха и ревнуя о правде. Прямо же они видят в сих словах указание на будущее воскресение, которому предначатие полагается в возрождении (которое есть воскресение в духе) чрез крещение. Такого понимания нельзя укорять; потому что грамматический строй речи сего стиха именно этого требует. Соглашаясь с этим, мы можем предложить только вопрос: чего ради Апостол помянул о будущем воскресении, когда речь идет все о нравственном изменении на лучшее? Того ради, чтоб в светлости воскресения указать побуждение к светлости и чистоте жизни здесь, по крещении. Он говорит как бы: умерли мы со Христом в крещении; несомненно и воскреснем с Ним. Смотри же, соблюди себя чистым по крещении, чтоб воскреснуть во славе и к славе, а не к посрамлению. Блаженный Феофилакт пишет: «мы будем общниками и воскресения, наследуем жизнь вечную, как показавшие воскресение, состоящее в добрых делах». — Можно сюда перенести слова святого Златоуста из-под предыдущего стиха: «Апостол требует от нас, чтобы мы, в ожидании будущего воскресения, воскресли иным образом, именно чтобы мы в настоящей жизни, изменив прежние нравы, стали следовать новым правилам. Ибо когда блудник делается целомудренным, сребролюбец — нищелюбивым, жестокосердый — кротким; тогда еще здесь в человеке совершается воскресение, служащее началом будущего. В каком же смысле называется сие воскресением? В таком, что грех умерщвлен, а праведность воскресла; ветхая жизнь упразднилась, а начата жизнь новая и ангельская».

Как же лучше понимать, — по первому или второму указанию? Как кому угодно. То только не следует упускать из вида, что намерение у Апостола в сей речи — расположить верующих жить свято и непорочно по крещении.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения

Ибо если мы сродными (срощенными) сделались Ему, очевидно, не смертью, а крещением, поелику это самое и есть подобие смерти Его, - то подобным же образом и воскресением Его будем жить, когда будем процветать, как ветви при течениях вод, от самого крещения, поелику чрез него мы стали сродными Ему.

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 5-7 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть: соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха

Не сказал: приобщились подобию смерти Его, но говорит: соединены, указывая словом соединение на плод смерти Христовой в нас. Тело Христово, погребенное в земле, принесло плод спасения. Поскольку же мы погребены в воде, а Христос в земле, и притом мы погребены для греха, а Он телом, то не сказал «смертью», но: подобием смерти. Поэтому мы будем общниками и воскресения, наследуем жизнь вечную, как показавшие воскресение, состоящее в добрых делах. Ветхий наш человек, то есть порочность, распят с Ним, то есть, подобно телу Христову, погребен в крещении; чтобы упразднено было тело греховное, то есть слагающаяся из разных видов порочность, или склонное ко греху тело наше, почему и присовокупляет: дабы нам не быть уже рабами греху. Желаю, говорит, чтобы тело было мертво, не в том смысле, чтобы истребилось, но в том, чтобы не грешило. Ибо умерший освободился от греха. Это говорит о целом человеке. Как умерший освободился от греха, то есть избавился, свободен, так и ты, крестившийся и умерший для греха, оставайся мертвым.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения

Возвратившись назад, увидим, что значит стать сонасажденными подобию смерти Христа. Там апостол представляет смерть Христа как бы саженцем некоего дерева, вместе с которым он хочет, чтобы были насаждены и мы - чтобы и наш корень, получая соки корня Его, произрастил ветви праведности и принес плоды жизни. Если же хочешь узнать из Писаний, что это за саженец, с которым вместе мы должны быть насаждены, и какого рода дерево, то послушай, что написано о Премудрости: «Она - древо жизни для всех надеющихся на нее и уповающих на нее, как на Господа» (Притч. 3:18). То есть Христос, Сила Божия и Премудрость Божия, Сам есть Древо жизни, вместе с которым мы должны быть насаждены, и в качестве некоего нового и возлюбленного дара Божия Его смерть становится для нас древом жизни. Итак, Павел желает, чтобы мы были насаждены вместе с подобием смерти Его, которою Он однажды умер для греха (см. Рим. 6:10), чтобы мы смогли быть насаждены также вместе с Его воскресением. Ибо «насаждены» следует относить и к тому и к другому. Посмотри также, насколько целесообразно он взял образ насаждения. Ведь всякое растение после зимней смерти ожидает весеннего воскресения. Значит, если и мы также насаждены в смерти Христа зимой века сего и нынешней жизни, то и грядущей весною окажемся приносящими плоды праведности от ее корня.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Экумений

Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения

Посмотри на благость Божию - мы умерли смертью Господней как бы в образе, в то время как воскресению будем причастны поистине.

Фрагменты.

Тертуллиан

Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения

Если в крещении мы переживаем подобие смерти, то поистине воскресаем во плоти, как и Христос.

О воскресении мертвых.

Амвросиаст

Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения

Павел говорит, что мы можем воскреснуть счастливыми, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то есть если мы в крещении оставили все наши пороки и, будучи переведены в жизнь новую, уже более не грешим. Так мы станем подобными Ему в Его воскресении, ибо подобие Его смерти предполагает и подобие воскресения. Апостол Иоанн в своем послании говорит: Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему (1 Ин. 3:2). Это значит, что мы воскреснем в бессмертии и славе. Не таким будет подобие, что не останется разницы: мы будем подобны Ему в славе Его тела, но не по природе Его Божества.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения

Здесь Апостол повторяет мысль 4-го стиха, чтобы утвердить читателей в убеждении, что крещение изображает собою не только смерть, но и воскресение. - Мы соединены - точнее: мы срослись с Ним (sumfutoi от глаг. sumfuw = вместе росту ср. Лк 13:7). - Подобием смерти Его - т. е. крещением - погружением, которое означает собою смерть Христову; оно есть подобие смерти Христовой; принимая крещение через погружение, человек уподобляется умирающему, сходящему во гроб Христу. - То должны быть (esomeiIa). Хотя в греч. тексте здесь поставлено будущее время, тем не менее Апостол не считает воскресение наше делом будущего, а фактом, уже совершившимся в момент совершения над нами крещения (здесь употреблено будущее так назыв. логическое или будущее следствия). - Соединены и подобием воскресения. Здесь Апостол имеет в виду опять крещение, но уже в том его моменте, когда крещающийся выныривает, поднимает голову из воды. Этот момент поднятии есть подобие, символ воскресения нашего вместе со Христом.

См. также Толкование на Рим. 6:1

1) σύμφυτοι γεγόναμεν. Ср.: «мы соединены с Ним» (Син. пер., Победоносцев); «мы оказались сращёнными с Ним» (еп. Кассиан). Однако прямой смысл речи, как и толкование свт. Кирилла, скорее предполагает нашу тождественность (сообразность) не с Ним, а с Его смертью
2) σύμμορφοί τε καὶ ταυτοειδεῖς. Это же выражение встречается у свт. Кирилла в диалогах «О Святой Троице» для описания природного единства Лиц Святой Троицы, в которое преобразуемся и мы в силу усыновления (Cyrillus Alexandrinus. De s. Trinitate. III / SC. 237. P. 98.