Толкования на Рим. 6:18

Свт. Иоанн Златоуст

Свободшеся же от греха, поработистеся правде

(Апостол) указывает здесь на два Божия дара: на освобождение от греха и порабощение правде, которое лучше всякой свободы. Бог поступил так же, как поступает, например, тот человек, который, взявши сироту, уведенного варварами в их землю, не только освободил его от плена, но заменил ему собою попечительного отца и возвел его в весьма высокое достоинство. Подобное случилось и с нами. Бог не только освободил нас от древних зол, но привел в ангельскую жизнь, уравнял нам путь к совершеннейшей добродетели, после того как отдал нас под защиту праведности, убил древнее зло, умертвил ветхого человека и руководил нас к бессмертной жизни. Итак, пребудем в этой жизни как по- настоящему живые, потому что многие, хотя они по всей видимости и дышат, и ходят, однако же находятся в состоянии более жалком, нежели мертвые. Существуют различные роды мертвости: есть мертвость телесная, по которой Авраам, будучи мертв, не был мертвым, как и сказано: Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22:32). Есть мертвость душевная, которую имел в виду Христос, говоря: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф. 8:22). Есть и другая мертвость, достойная похвалы, которая происходит через любовь к мудрости, о которой говорит Павел: умертвите земные члены ваши (Кол. 3:5). Наконец, есть мертвость, производящая предыдущую и бывающая в крещении, как сказано: ветхий наш человек распят с Ним (Рим. 6:6), то есть умерщвлен. Итак, зная это, станем избегать того умерщвления, по которому мы, даже будучи живыми, умираем, и не станем бояться того, по которому наступает общая смерть.

Гомилии на Послание к Римлянам.

Свт. Феофан Затворник

Свобождшеся же от греха, поработистеся правде

Были вы рабами греха, но послушали Евангелия и предались вседушно правде, им возвещаемой и требуемой. Что из этого вышло? То, что, когда было вами совершено все, необходимое для вступления в чин жизни, требуемой новым учением, которому вы предались, то этим самым действием вы сбросили прежнее иго рабства греху и сами себя поработили правде. Жить в правде, поэтому, есть существенное ваше дело и ваше благо; это должно составлять дух жизни вашей, с момента вступления в Новый завет благодати. Вот истина о Христе Иисусе: отложити вам по первому житию ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных… и облещися в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины (ср.: Еф. 4, 22, 24). Она научает нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит. 2, 12 — 13). Вследствие сего на нас лежит неотложный долг — о том только помышлять и ревновать, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала (Флп. 4, 8).

Вот что значат слова Апостола: свобождшеся от греха, поработистеся npaвде! «Он указывает здесь на два дара Божии: на освобождение от греха и на порабощение правде, которое лучше всякой свободы. Бог поступил подобно человеку, который берет к себе сироту, уведенного варварами в их землю, дабы не только освободить его от плена, но заменить ему собою попечительного отца и вывесть его в люди. Так, говорю, и Бог поступил с нами, — не только освободил нас от прежних зол, но ввел в ангельскую жизнь и уравнял нам путь к совершеннейшей добродетели, отдав нас под защиту праведности, убив древнее зло, умертвив ветхого человека и руководствуя нас к бессмертной жизни» (святой Златоуст).

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 18-19 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые

Итак, поелику освободились вы от греха и поработились праведности, то остерегайтесь, - говорю (это) в виду (ради) немощи плоти вашей, - да не восстанут на вас (грехи) и победят вас. Итак, как представляли вы плоть свою, как бы орудие, рабствовать нечистоте, то есть пустым прикрасам, объедению и похоти, так ныне представьте плоть свою постам, молитвам и воздержанию, чтобы сделаться вам рабами праведности и святости.

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 18-19 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые

Два, говорит, благодеяния получили от Бога: и освобождены от такого бесчестия, и стали рабами праведности, что составляет для вас великую славу. Потом, желая сказать, чтобы римляне так служили Богу, как служили греху, предварительно замечает: говорю по рассуждению человеческому, то есть предлагаю нечто низкое, недостойное предмета, соразмерное вашей немощи. Ибо надлежало показать несравненно большую меру служения Богу, нежели греху; но по немощи своей, говорит, представьте хотя бы равную меру. Заметь, как ясно показал наше добровольное рабство, сказав: ныне представьте члены ваши. Сами, говорит, делая себя пленниками, вы подвергались нечистоте, то есть прелюбодеянию, любодеянию, делам самым постыдным, и что говорю об одной нечистоте - вообще всякому беззаконию, и притом в рабы беззакония, то есть чтобы еще более беззаконничать: ибо, совершив какой-либо грех, вы не остановились на том, но в этом самом нашли себе побуждение к дальнейшему беззаконию. Итак, в той же мере представьте члены свои в рабы праведности, то есть всякой добродетели, дабы проводить жизнь в целомудрии и святости, а не в прежней нечистоте.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности

Могут спросить, однако, что именно освобождает от греха? Без сомнения, познание истины. Ибо Иисус так говорил уверовавшим в Него иудеям: «Если поверите слову Моему, то познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31-32).

Комментарии на Послание к Римлянам.

Констанций

Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности

Апостол учит, что мы, которые освободились от бремени и оков закона Моисея, не должны грешить, потому что, будучи искуплены благодатью Христа, мы сбросили иго закона.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности

Как мы освободились от греха? Как стали рабами праведности? Это Апостол ясно раскрыл в предыдущих стихах. Он пишет: Мы умерли для греха: как же нам еще жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха (Рим. 6:2–4, 6, 7). Видите, чрез Иисуса Христа освободились мы от греха, крестившись в смерть Его. В святом крещении мы дали обет удаляться всякого греха и служить правде, или быть праведными, ходить в обновленной жизни, исполняя заповеди Господа Спасителя. Так мы, силою благодати Христовой, освободились от греха и стали рабами праведности. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, продолжает Апостол, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Да не царствует в вас грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его, и не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представляйте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудие праведности. Грех не должен над вами господствовать; ибо вы не под законом, а под благодатью (ст. 11-14). Итак, освободившись от греха, мы должны всегда делать только то, что угодно Богу, что согласно с заповедями Божиими, что праведно.

Святой Златоуст учит: «Свободшеся от греха, поработистеся правде. Апостол указывает здесь на два дара Божия: на освобождение от греха и на порабощение правде, которое лучше всякой свободы. Бог поступил подобно человеку, который берет к себе сироту, уведенного варварами в их землю, дабы не только освободить его от плена, но заменить ему собою попечительного отца, и вывесть его в люди. Так, говорю, и Бог поступил с нами: не только освободил нас от прежних зол, но ввел в ангельскую жизнь, и уровнял нам путь к совершеннейшей добродетели, отдав нас под защиту праведности, убив древнее зло, умертвив ветхого человека, и руководствуя нас к бессмертной жизни».

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности

См. Толкование на Рим. 6:17