Толкования на Рим. 8:6

Свт. Иоанн Златоуст

Мудрование бо плотское, смерть есть: а мудрование духовное, живот и мир

См. Толкование на Рим. 8:5

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 6-7 Ибо помышление плоти — смерть, а помышление духа — жизнь и мир, потому что помышление плоти есть вражда к Богу, ибо Закону Божию оно не подчиняется, да и не может.1)

Он называет помышление плоти смертью, и весьма верно, а помышление духа — жизнью и миром, ведь поистине ходатаем смерти является любовь к плоти, а ходатаем жизни вечной и вышних благ — избрание духовного жительства. Потому что если помышление плоти есть вражда к Богу, ведь оно не выносит покорности божественным законам, — да и не может оно этого, ибо как угодит Богу постыдная и скверная похоть? — тогда незапятнанный нечистотой и страстями ум, насколько это возможно для человеческой природы, непременно находится в мире с Богом.

Из катен

Свт. Геннадий Константинопольский

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир

Смерть есть отчуждение и наказание от Бога. Помысел же духа есть жизнь и мир, то есть дарует бессмертие и дружбу с Богом.

Фрагменты.

Свт. Феофан Затворник

Мудрование бо плотское, смерть есть: а мудрование духовное, живот и мир

Бо — ибо; опять причина. Цепь причин вяжет здесь святой Павел: ибо и следующий стих начинается причинною частицею зане. — На что же причина выставляется в настоящем стихе? На то, полагаю, что ближайшим образом предшествует, именно: а иже по духу (мудрствуют), духовная; показывается, почему они так делают: по сознанию, что только в духовном мудровании — жизнь, а в плотском — смерть. И опыт это подтверждает: ибо ничто столько не укрепляет жизни по духу, как сознание, ощущение и вкушение нравственно-религиозного благобытия в таком порядке жизни и воспоминание о том, какого безотрадного в сердце томления источником служит жизнь по плоти. — И по теории так должно быть; ибо сущий по духу и духовное мудрование держащий живет духом в Боге и, силою Его укрепляясь, действия души и тела и всех своих отношений направляет к благоугождению Богу. Чрез это состоя в живом союзе с источником всякой жизни, преисполняется истинною жизнию, которая, настраивая на единое все проявления собственной его жизни, и внутренней и внешней, вносит в нее гармонию и мир, прекраснее, сладостнее и восхитительнее чего человек и вообразить на земле себе не может. Напротив, мудрование плотское, — жизнь в отдалении от Бога и с забвением о Нем, жизнь сластолюбивой самоугодливости, движимой и волнуемой страстями, — тем, что держит вдали от источника жизни, делает естество человеческое скудным, истощающимся, иссыхающим; а тем, что в противность природному строю естества человеческого дает преобладание плоти и душе над духом, вводит разлад в сие естество, разлагающий и разъедающий его. То и другое отзывается томлением, похожим на агонию умирающего. — Боясь этого, испытанного уже, мертвящего действия плотского мудрования, вступивший в мудрование духовное всеусиленно держится в нем, тем усерднее, что ощущает и вкушает источаемые им жизнь и мир.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Мудрование бо плотское, смерть есть: а мудрование духовное, живот и мир

Нет возможности стяжать разум Божий, пребывая в плотском мудровании. Мудрование плотское, сказал Апостол, смерть есть. Мудрование плотское — вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может. Что такое плотское мудрование? — Образ мыслей, возникший из состояния, в которое приведены человеки падением, направляющий их действовать на земле, как бы они были вечны на ней, возвеличивающий все тленное и временное, уничижающий Бога и все, относящееся к богоугождению, отъемлющий у человеков спасение.

О последовали Господу нашему Иисусу Христу.

Прп. Ефрем Сирин

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир

Награда одних состоит в смерти, а других - в жизни.

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир

Какой человек плотский, то есть страстный, не согласится с этими словами апостола? Мудрование плоти, действительно, есть смерть. Приди сюда, человек сребролюбивый, любостяжательный, завистливый, самолюбивый, гордый, честолюбивый, – и дай нам взглянуть на тебя, на твои поступки, на твою жизнь, раскрой нам, если хочешь, свои помышления сердечные – мы уверим тобою, живым примером, что помышления плотские суть смерть: ты не живешь истинною жизнию; ты мертвец духовный; ты при свободе связан внутренно; при уме как безумный, потому что свет, который в тебе, тьма (Мф. 6,23); ты получил от Бога сердце, способное наслаждаться чувствами всего истинного, святого, доброго и прекрасного, но ты мудрованием плотским подавил в нем благородные чувства, благородные порывы; ты – мертвец, ты – живота не имаши в себе (Ин. 6,53). Но мудрование духовное живот и мир. Какой угодно человек-христианин, провождающий жизнь по вере, истребляющий в себе страсти и помышляющий что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала (Флп. 4,8), – приди к нам и поведай нам, что ты ощущаешь в душе от мудрования духовного: я, скажешь ты нам, ощущаю в сердце всегдашний мир и радость о Дусе Святе; я чувствую распространение сердца – преизбыток жизни, посмеваюсь всему плотскому и дивлюсь, как оно имеет такую великую силу над сердцами людей плотяных, и сам занимаюсь непрестанным созерцанием небесных, духовных, невидимых благ, уготованных любящим Бога.

Дневник. Том III. 1859-1860.

Блж. Феофилакт Болгарский

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир

Мудрованием плотским называет грубейшее помышление, заимствовано для него имя от худшей части человека. Ибо плоть сама по себе не имеет собственного мышления, но мудрование плоти есть помышление грубое и вещественное, которое иной может назвать умом, помышляющим о плотском. Так и мудрование духовное есть ум, помышляющий о духовном. Последнее рождает жизнь, в противоположность смерти, которую рождает мудрование плотское, а также мир, в противоположность тому, о чем далее говорится.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир

Кто понимает закон согласно плоти, то есть буквально, тот не придет ко Христу, Который есть жизнь.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Марий Викторин

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир

Помышления духовные поистине есть жизнь. Ибо заблуждение, безрассудство, невежество волнуются, бунтуют и противоречат сами себе. Оттого и помышления плотские, то есть безрассудство, суть смерть, ибо они не знают Бога. Поэтому помышления духовные суть жизнь и мир.

Против Ария.

Амвросиаст

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир

Мудрость плоти есть грех, рождающий смерть. Она зовется мудростью, хотя это и безумство, потому что мирским людям, смотрящим на происходящее, грехи против закона Бога, будь то в мысли или на деле, кажутся мудростью, особенно потому, что грешащие полны усердия и ума. Они считают себя мудрыми, тщательно размышляя об этом, хотя нет ничего глупее греха. Есть и другая мудрость плоти, исходящая от мирских суждений. Она отрицает все, что не входит в земную мудрость. Потому она смеется над рождением от Девы и воскресением плоти. Помышления духовные - жизнь и мир. Верно, что эта мудрость дает жизнь и мир… Не плоть Павел назвал враждебной, а мудрость плоти, то есть не вещество, а дурные дела, или помышления, или упорство, рождающиеся от греха.

Мудрость плоти в первую очередь проявляется в спорах людей о неизвестном, а во вторую - в предпочтении видимого. Эта мудрость враждебна Богу, потому что она делает Господа производным от стихий мира и Творца мира - равным творению, и настаивает на том, что ничто не может случиться, если для этого нет рациональной причины. Потому и не верят они, что Бог устроил, чтобы Дева родила, чтобы восстали тела умерших. Нелепо, говорят они, чтобы Бог создал что-то сверх разумения человека. О мудрые мира, полагающие, что Бог не должен делать ничего нового с тех пор, как все сотворил, чтобы и Самому сделаться подобным творению! Они настолько слепы, что не понимают, как оскорбляют Бога. Порицая деяния, которыми Бог удостоил нас во славу Его, они называют их невероятными и абсурдными (см. 1 Кор. 1:18-31; 2:14).

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир

См. Толкование на Рим. 8:5

1) Пер. еп. Кассиана