Толкования на Рим. 10:5

Свт. Иоанн Златоуст

Моисей бо пишет правду, юже от закона: яко сотворивый та человек жив будет в них

См. Толкование на Рим. 10:1

Свт. Феофан Затворник

Моисей бо пишет правду, юже от закона: яко сотворивый та человек жив будет в них

В стихах 5 — 8 Апостол из тех самых Книг Писания, в коих изображается закон, доказывает и то, что: кончина закона Христос в правду всякому верующему, — то есть что полное в совершенстве исполнение закона и достижение того, для чего дан закон, бывает только верою во Христа Господа, ничем не колеблющеюся. Первое место берет из книги Левит (см.: Лев. 18, 5), где кратко, но полно показывается, чего требует правда законная: сотворивый та человек жив будет в них. Сам Бог сказал сие чрез Моисея, когда, указывая на нечестие египтян, где жили израильтяне, и хананеев, куда они переводились, с угрозою запрещал касаться того и другого, но строго требовал, чтобы исполняли одни Его повеления и судьбы. Аз Господь Бог ваш. И сохраните вся повеления Моя, и вся судьбы Моя, и сотворите я: сотворивый та человек жив будет в них (ср.: Лев. 18, 5). Те народы за их нечестие и худую жизнь понесут казни, а вы жить будете — безбедно и безопасно (см.: Лев. 18, 25). Когда сказал: вся, — не оставил места никакому исключению: все исполни, и будешь прав по правде законной, — и жив будешь. Апостол не делает никаких наведений, а только словами самого закона показывает, чего требует правда законная, «показывает, в чем состоит законная праведность и чем приобретается. В чем же она состоит и чем приобретается? Исполнением закона. Сделаться праведным по закону нельзя иначе, как исполнивши все заповеди» (святой Златоуст).

Так говорит закон о праведности законной. Но этим не ограничиваются его определения праведности; есть в нем такие указания о сем, какие немыслимы и в дело произойти никак не могут, если не привзойдет вера. Во Второзаконии (см.: Втор. 30), в заключительной речи к народу, Бог говорит чрез Моисея, что если он будет исполнять все заповеди Его, то благо ему будет; а если не будет, то беда за бедою постигнет его. Но если он, по прогневании Его, опять обратится к Нему, то опять будет принят в милость, и, даже если б был рассеян по далеким странам, опять будет собран в наследие отцов. Ибо теми бедствиями очистит Господь сердце твое, — любити Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея (ср.: Втор. 30, 6). Оградив таким образом угрозами верность закону, Бог устраняет потом всякое извинение в неисполнении его, какое мог бы кто предъявить по причине трудности знать закон и тяготы самого закона, наложенного, как иго.

Заповедь сия, юже Аз заповедаю тебе днесь (впереди сказано: обращену быть тебе ко Господу Богу твоему от всего сердца твоего, и от всея души твоея [ср.: Втор. 30, 10), не тяжка есть, ниже далече есть от тебе; не на небеси есть, глаголя: кто взыдет от нас на небо, и возмет ю нам, и услышавше ю сотворим? Ниже об ону страну моря есть, глаголяй: кто прейдет нам на ону страну моря, и возмет ю нам и услышавше ю сотворим? Близ тебе есть глагол зело, во устех твоих, и в сердцы твоем, и в руку твоею, творити его (ср.: Втор. 30, 11 — 14). — В словах сих указывается одно такое, что было пред очами, а другое, что имело быть, как обетование. Первое — то, что слово закона близ есть в руку твоею, то есть заповеди все ясно и подробно тебе изложены, ты знаешь и видишь их, как кто видит вещь, держимую на руке (у нас — как на ладонке). Нечего тебе воспарять ввысь или заноситься вдаль, чтоб узнать их, — они пред очами твоими. Второе — то, что глагол заповедей сих в сердце. Это особый и главнейший момент в принятии закона. Закон, написанный на скрижалях и хартии, хотя и близко, так что глаз видит и рука держит письмена его; но все же он вне есть. Переход его отвне в сердце есть особое действие или состояние приемлющего закон, в коем (состоянии) внешно принятое входит внутрь и сливается со всем существом человека, так что все заповеди тогда бывают написанными в сердце. Такое состояние или такое восприятие закона не было условием, при даровании и приятии закона, и не было проявляемо. Израильтяне усердствовали к закону, но из благодарности и покорности к Богу крепкому и благодеющему, а самое указание законного не из сердца исходило. Это ожидалось впереди, — прозреваемо было и предуказываемо. В настоящем месте делается намек только на это; но после Пророки изложили это яснее, когда предрекали о Новом Завете, в коем законы будут написаны не на скрижалях каменных, а на сердцах, для чего и самое сердце будет обновлено, и дух новый дан будет вступающим в завет тот (см.: Иер. 31, 33; Иез. 36, 26). Несмотря, однако ж, на прикровенность указания, место сие не чуждо предсказательного смысла, подобно тому как и пред сим мимоходом помянутое собрание из рассеяния (см.: Втор. 30, 4). Почему ученые иудеи не погрешили, видя здесь указание на время пришествия обетованного Избавителя и Предводителя народа. Для нас же не это иудейское разумение ценно, а то, что дух Апостольский в сих словах Бога, Дух изводящего, видел предуказание того, что в полном значении исполнилось во Христе Иисусе Господе нашем. — Святой Павел все сие место относит к учреждению Нового Завета и всякий термин в тех словесах Божиих прилагает к совершающемуся в сем завете, как к осуществлению предсказанного.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Свт. Геннадий Константинопольский

Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им

Показывая щедрость благодати по сравнению с законом, Павел говорит, что, согласно Моисею, никто не оправдывается законом прежде, нежели исполнит все его предписания.

Фрагменты.

Прп. Ефрем Сирин

Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им

Ибо Моисей так написал, что кто сотворит правду, которая от закона, жив будет чрез нее в сей жизни (Лев. 18:5).

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Блаж. Иероним Стридонский

Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им

Писание говорит о законе: Исполнивший его человек жив будет им, но не в том смысле, что через закон он будет жить на небе, а в том смысле, что за сделанное ныне получит воздаяние в нынешней жизни (см. Лев. 18:5; Гал. 3:12).

Трактат на Евангелие от Марка.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им

Подтверждает сказанное: чего не совершил закон, то совершил Христос, и говорит: Моисей рассуждает об оправдании человека посредством дел. Но как не было ни одного человека, который исполнил бы дела, то оправдание по закону невозможно.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им

Моисей не сказал, что человек, исполняющий праведность закона, жив будет вечно, но что «жив будет ею» (см. Лев. 18:5). Ибо, как говорит апостол, завершение закона есть Христос, и без Него невозможно исполнить праведность закона (см. Гал. 2:16).

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им

Павел говорит это потому, что праведность закона Моисея не делала людей виновными, пока они его сохраняли, то есть жили исполнением закона.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им

Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им (Лев. 18:5). Апостол показывает, в чем состоит праведность от закона: чтобы достигнуть праведности от закона, необходимо исполнить весь закон, или все, что им предписывается; исполнивший его жив будет, то есть исполнивший его будет прав пред законом, а не исполнивший закона подвергнется осужденью по закону. В законе написано: Судбы Моя сотворите, и повеления Моя сохраните, и ходите в них: Аз Господь Бог ваш. И сохраните вся повеления, и вся судбы Моя, и сотворите я: сотворивый та человек жив будет в них (Левит. 18:4, 5). Эта праведность, по-видимому, преимущественно есть внешняя, требующая внешнего исполнения заповедей закона, и обещающая жизнь или внешнее благополучие, так как и нарушение сих заповедей сопровождалось строгим внешним наказанием (Второз. 30:15-20). Но этот закон многосложностью и обширностью своих требований возлагал на подзаконных такое иго или бремя, которого никто из людей не мог понести, т.е. не мог исполнить всех требований законных; а потому закон никому не мог доставить обещанного блага и в существе имел то высшее назначение, чтобы, открывая человеку его бессилие и виновность против закона, возбуждать и питать в нем веру в обетованного Искупителя, который один мог доставить людям истинное оправдание, силою своих беспредельных заслуг, принесенных Им за грехи всего мира в умилостивление Божеского правосудия. Таким образом закон выполнял значение пестуна во Христа.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им

Желая показать неразумие иудеев, с упорством стоявших за прежний способ оправдания - через исполнение закона, Апостол говорит, что сам Моисей считал такой путь не ведущим к цели, так как, по его заявлению, жизнь или оправдание может быть получено только тем человеком, который исполнит все, без исключения, предписания закона (Лев 18:5). А что такое исполнение непосильно ни для кого из смертных - это было уже показано Апостолом в послании к Рим гл. III, ст. 4-20.

Ст. 5-13 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется

Сам Законодатель, Моисей, признавал недостижимым делом - получение праведности, потому что для этого человек должен был исполнить все многообразные предписания закона. Между тем, получение оправдания теперь, с пришествием Христа, представляется вполне возможным, потому что оно требует от человека только твердой веры во Христа.