Толкования на Рим. 10:10

Свт. Иоанн Златоуст

Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение

Нужно, чтобы и разум прочно основывался на благочестивой вере, и язык в исповедании провозглашал твердость разума.

Заключительное огласительное слово.


Если и вера есть нечто такое, если в ней мы ничего не привносим от себя, но все принадлежит благодати Духа, которая и внедряет ее в наши души, и мы не получим за это никакой награды, то как же апостол говорит: сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению? Значит, вера есть также доброе дело уверовавшего. Как и в другом месте он выражает тоже самое, когда говорит: а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность (Рим.4:5), если все принадлежит благодати Духа? Как и патриарха Авраама он увенчал за нее бесчисленными похвалами, – за то, что тот, презрев все настоящее, поверил с надеждою сверх надежды (Рим.4:18).

Беседа на слова апостола: но имея тот же дух веры, как написано.


См. также Толкование на Рим. 10:6

Свт. Амвросий Медиоланский

потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению

Значит, этими близнецами-трубами прокладывается путь в землю святую, то есть - к благодати воскресения. Так пусть они всегда звучат вместе, дабы ты всегда слышал глас Божий, дабы голоса ангелов и пророков призывали тебя восстать и поспешить к горнему…

О кончине брата Сатира.

Свт. Феофан Затворник

Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение

Вера и исповедание — две стороны одного и того же: вера, поколику сокровенна, в глубине сердца пребывает, а поколику обнаруживается вовне пред всеми и словом и делом, есть исповедание. В существе дела то и другое неразлучны. Что за вера, если она в благопотребное время не являет себя? И что за исповедание, когда оно только в устах? Настоящее исповедание то есть, которое хотя устами свидетельствуется, но исходит из сердца, и настоящая вера та есть, которая хотя в сердце сокрыта, но тотчас дает о себе знать, коль скоро дело касается ее. «Есть потребность в том и другом, как в истинной и твердой вере, так и в исповедании, произносимом с дерзновением, чтоб и сердце украшалось несомненностью веры, и язык просиял, небоязненно проповедуя истину» (блаженный Феодорит). «Сердце имеет нужду в устах: ибо что пользы веровать в душе и не исповедовать пред людьми? Хотя вера оправдывает в уме, но совершенное спасение зависит от исповедания; ибо тогда вера просиявает и пользует многих. Но и уста имеют нужду в сердце. Многие исповедуют Христа лицемерно, а сердце их далеко отстоит от Него» (блаженный Феофилакт). Почему когда Апостол веру помещает в сердце, а исповедание в устах, то делает это применяясь к предыдущей предсказательной речи. Равно и указываемые плоды веры и исповедания одно означают. — Правда созидается в сердце верою, то есть всем устроением Христовой веры, и содевает то, в чем состоит спасение; и кому принадлежит спасение, у того оно есть не иначе как в силу насаждения в сердце всякой правды, то есть всего святого, чистого и непорочного, верою, или всем устроением веры. Таким образом и сей текст, как и предыдущий, можно так читать: сердцем веруется и устами исповедуется в правду и спасение.

Так доказал Апостол, что вера дает то, что закон только обещал, — то есть правду и спасение, — и дает легко и действенно; потому ревность по законе пред лицом веры не имеет смысла, есть ревность не по разуму. «Когда оправдание, которое всего важнее, так легко и удобоприемлемо (верою), — когда иначе (без веры) и спастися невозможно; не крайнее ли неразумие, оставив удобное, легкое, браться за невозможное? Теперь никто уже не может сказать, что отказался от дела по трудности его. Видишь ли, как Апостол лишает иудеев всякого извинения? Ибо стоят ли какого оправдания те, которые избирают самое трудное и неудобоисполнимое, а оставляют легкое, но могущее их спасти, чего и самый закон не в состоянии был доставить? Все это доказывает, единственно, упорную волю, противляющуюся Богу. Закон обременителен, а благодать легка. Закон при бесчисленных условиях не спасает, а благодать дает оправдание как благодатное, так законное. Итак, что скажут в свое защищение те, которые упорствуют против благодати, которые без пользы и цели держатся закона?» (святой Златоуст).

Теснит Апостол иудеев и гонит их к вере, представляя одно из сильнейших побуждений, определяющих волю нашу на дела, — разумность, если последуют словам его и пристанут к вере, — и неразумность, если не последуют и отвратятся от веры. Это достаточно уже объяснено, и можно бы остановить речь на сделанном в настоящем стихе выводе. «Но поелику сказанное Апостолом весьма важно; то он опять удостоверяет в том Писанием» (святой Златоуст). Вывод у него был такой: веруй в сердце и исповедуй устами, — и будешь праведен пред Богом и спасешься. Могло казаться иудею: это только твой вывод. Апостол и прибавляет: не мой; и слово Божие прямо говорит о спасительности, как веры, так и исповедания (стихи 11 — 13). Прочитав сии тексты, святой Златоуст говорит: «примечаешь ли, что Апостол приводит свидетельство о вере и исповедании? Когда говорит: всяк веруяй (стих 11), — указывает на веру; а когда говорит: всяк бо, иже аще призовет (стих 13), — разумеет исповедание».

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Сщмч. Игнатий Богоносец

потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению

Лучше хранить молчание и жить, чем говорить и не жить. Сердцем он верует, телом же исповедует, первым в праведность, вторым во спасение. Если говорящий исполняет то, что говорит, то хорошо его учение.

Послания.

Прп. Ефрем Сирин

потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению

См. Толкование на Рим. 10:08

Прп. Амвросий Оптинский

потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению

Сердцем бо веруется в правду. Веровать в правду означает, во-первых, веровать в Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, плотию Родившегося от Пресвятой Девы Марии, Который, по слову апостола, есть наша правда… и освящение и избавление (1 Кор. 1:30); во-вторых, веровать Его Божественному учению и Божественным заповедям.

Блажени, сказано, алчущии и жаждущии правды (Мф. 5:6), то есть усердно ревнующие исполнять Божественные заповеди.

Усты же исповедуется во спасение. В первые времена христианства, когда от язычников было сильное гонение на христиан, слова эти имели одно значение, а именно: язычники отыскивали всюду верующих во Христа и принуждали их к отречению от Христа, и те, которые не отрекались, а твердо исповедовали веру во Христа, получали не только готовое спасение, но и мученические венцы, и доныне Церковью прославляются. Теперь же, когда времена мученичества давно миновали, апостольские слова: усты же исповедуется во спасение, — имеют иное значение, а именно: кто словом и делом проповедует истину, любовь и милость, и доброжелательство к ближним, и подобное, тот ясно исповедует пред всеми свое спасение. Напротив, из чьих уст исходят слова зависти и ненависти, слова гнева и памятозлобия, лжи и клеветы, осуждения и уничижения ближних, тот ясно исповедует пред всеми не спасение свое, а противное. Святой Златоуст в одной беседе, рассуждая о злополучной участи Семея, который от зависти порицал святого Давида, говорит, что более погибающих «от злых слов, нежели от злых дел», потому что немногие считают нужным приносить покаяние в произнесенных словах.

Письма.

Блаж. Августин

Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению

Бесчисленные и многообразные ритуалы, которыми была пронизана жизнь иудеев, были отменены, чтобы милостью Божией мы пришли к спасению простотой исповедания веры.

Некоторые темы из Послания к Римлянам.


Разве не почти все, отрицавшиеся от Христа перед своими гонителями, в сердце держали то, что верили о Нем, но, не исповедуя это устами во спасение, они погибли, если только не раскаялись и не ожили вновь?

Против лжи.


Это исполняется во время крещения: чтобы креститься, нужна только вера и ее исповедание.

Книга о жизни христианской.


Апостол говорит: сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Это - символ, который вы удержите в мысли и станете повторять.

О символе к кахетуменам.


Мы, ожидающие царствия в вечной праведности, можем спастись от этого порочного мира, если ради спасения наших ближних станем исповедовать веру устами - веру, которую носим в сердце; если благочестиво и бдительно мы станем смотреть, чтобы вера эта в нас не пострадала никак от обмана еретиков.

О вере и символе веры.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению

Сердце имеет нужду в устах. Ибо что пользы веровать в душе и не исповедывать пред людьми? Хотя вера оправдывает в уме, но совершенное спасение зависит от исповедания; ибо тогда вера сияет и многих пользует. Но и уста имеют нужду в сердце. Многие исповедуют Христа лицемерно, а сердце их далеко отстоит от Него.

Толкования на послание к Римлянам.

Амвросиаст

потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению

Павел теперь проясняет все, о чем говорил выше. Правило веры в том, что Христос — Господь, в том, чтобы не стыдиться признавать, что Бог воскресил Его из мертвых и возвел Его на Небо во плоти, откуда Он пришел, чтобы воплотиться.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению

Это присовокупил Апостол в объяснение предыдущих слов: Аще исповеси усты твоими Господа Иисуса и веруеши в сердце твоем, яко Бог того воздвиже из мертвых; спасешися. Почему спасешися? Почему так действительно – исповедывать устами Иисуса Господом и веровать сердцем в воскресение Его? Потому что, говорит Павел, сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. В сердце, то есть в уме, в чувстве и в воле, или в душе вера начинается, когда умом сознают истину, чувством и желанием принимают и содержат ее. Эта внутренняя вера есть необходимое начало праведности. Но для получения спасения или вечного блаженства недостаточна одна внутренняя вера, или такая праведность, которая приобретается только внутреннею верою сердца, необходимо еще исповедание веры словами и делами. Посредством этого исповедания или выражения внутренней веры словами и делами, праведность сохраняется, постепенно более возрастает или совершенствуется, и достигает той возможной человеку полноты нравственного, духовного совершенства, которое, силою заслуг Господа Спасителя, усвояемых верою, соделывает его достойным вечного блаженства. Иисус Христос учит: Всяк убо иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех. А иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех (Мф. 10:32, 33). Внутренняя вера сердца, необходимая для нашего оправдания и спасения, должна быть так тверда и непоколебима, что мы должны быть всегда готовы исповедать ее в виду всяких оскорблений, гонений, страданий и самой смерти, если этого будет требовать слава имени Христова. Не убойтеся, учит Господь, от убивающих тело, души же немогущих убити: убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф. 10:28).

Так Апостол показал удобный путь ко спасению чрез веру в Иисуса Христа: веруй сердцем в Господа Иисуса и исповедуй свою веру устами и делами, и спасешься. Без сомнения, апостол Павел указывает на веру живую и деятельную, согласную с учением Господа Спасителя, на такую твердую и сильную веру, которая, наполняя сердце, выражается в устах и делах. Он говорит только об исповедании устами потому, что исповедание веры во времена Апостольские требовало особенной твердости и мужества; так как исповедание веры очень часто подвергало исповедников тяжким оскорблениям, гонениям, страданиям и смерти, и в тоже время особенно необходимо было для прославления имени Христова, чтобы и неверующие познали Его и веровали в Него, и верующие, исповеданием своей веры, одни других утверждали в вере во Христа и одни других ободряли в подвигах, предпринимаемых во славу Христа Спасителя, и одни других охраняли от малодушия и падений среди гонений и страданий за имя Христово.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению

Здесь уже говорит сам Апостол, разъясняющий вышеприведенное требование, какое высказано устами праведности от веры. Он различает здесь праведность или оправдание, получаемое при вступлении в Церковь Христову, и окончательное спасение, какое будет дано верующим при втором пришествии Христа на землю. Первое достигается только сердечным, искренним принятием Евангелия (сердцем), а второе продолжающимся в течение всей жизни христианина твердым исповеданием Христа пред Его врагами (ср. Мф 10:32; 2 Кор. 4:13).

См. также Толкование на Рим. 10:5