Толкования на Рим. 10:20

Свт. Иоанн Златоуст

Исаия же дерзает и глаголет: обретохся не ищущим Мене, явлен бых не вопрошающим, о Мне

См. Толкование на Рим. 10:18

Толкование на послание к Римлянам.


Павел, видя одного из пророков, открывшего кое-что немногое из пророчеств и сказавшего яснее остальных как о наших благах, так и о бедствиях иудеев, изумился и удивился его смелости, и сказал так: а Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне. Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. «Вот Я! вот Я!» говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим (Ис.65:1). А если бы предсказание не сопряжено было с опасностью, то для чего Павел сказал: а Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня? Это, поистине, величайшее обвинение против иудеев. Не искавшие нашли, а искавшие не получили; не слышавшие уверовали, а слышавшие распяли (Христа). Потому он и назвал Исаию смелым. Действительно, величайшею было смелостью – стать среди обличаемых и произносить обличения без пощады, явно в пророчестве своем лишая их чести, а другим предоставляя подобавшую тем славу. Судилище слушателей его все состояло из его обвинителей; а при враждебных судьях, кто может избежать опасности? Потому апостол и говорит: а Исаия смело говорит.

Беседа 1-я о том, что неясность пророчеств о Христе, язычниках и отпадении иудеев полезна.

Свт. Феофан Затворник

Исаия же дерзает и глаголет: обретохся не ищущим Мене, явлен бых не вопрошающим, о Мне (ср.: Ис. 65, 1)

Исаия дерзает, то есть с уверенностию говорит, и говорит ясно и открыто, о призвании язычников в лице иудеев, не страшась их убийственных угроз (см.: блаженный Феодорит). Святой Златоуст говорит: «сие значит, что Исаия усиливался и употреблял все меры, чтобы не выразиться темно, а представить дело взорам вашим во всей наготе, и лучше соглашался, сказав ясно, подвергнуться опасности, нежели, заботясь о своей безопасности, оставить вам какой-нибудь предлог к извинению своего упорства. Чтоб совершенно заградить вам уста, обо всем предсказывает со всею ясностию и прямыми словами. О чем же — обо всем? О вашем отпадении и введении язычников, говоря так: обретохся не ищущим Мене, явлен бых не вопрошающим о Мне. Кто же сии не ищущие и не вопрошающие? Очевидно, что не иудеи, а язычники, которые дотоле не знали Бога. Как Моисей отличительный их признак выразил словами: о не языце, о языце же неразумливе; так и Исаия изображает здесь то же свойство в них — незнание в крайней степени. Самым важным обвинением для иудеев было, что не ищущие нашли, а ищущие потеряли».

Обвинением и вместе раздражением: как так язычники, столь ничтожные и нечистые в глазах их, сподобляются такой милости на глазах у них?! Ибо обрести Бога, сподобиться иметь Его явленным себе, есть великая милость. Иудеи никого не считали достойным ее и вот видят, что она дарована язычникам, — и притом в ущерб им самим. Как не раздражиться?! Они и раздражились. А если раздражились, значит, повторим опять, понимали дело, совершившееся у них пред глазами. Слова пророка Исаии святой Павел приводит в пояснение того, чем грозил Бог раздражить иудеев в лице язычников, и только усиливает ими данный уже ответ на вопрос: еда не разуме Израиль (Рим. 10:19)?

«Видишь, пишет Экумений, сколько имели они поводов и случаев уразуметь? Ибо, видя, какое чрез веру являет Бог благоволение к язычникам, они должны были опомниться и отбросить ослепление». Да и прямо смотря, нельзя думать, чтобы, когда язычники, обретшие Бога чрез принятие евангельской проповеди, уразумели, — Израиль не уразумел. Уразумел, но по упорству не покорился истине. О сем и Исаия говорит вслед за приведенными словами о язычниках.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне

И Исаия предрек и дерзновенно от лица Сына сказал: явлен был Я не ищущим Меня (Ис. 65:1).

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Прп. Исаак Сирин

Когда наш разум блуждает по всяким путям и находится в смятении по причине угрозы Писаний вынести приговор за наши грехи, у нас нет иного спасения от страха, кроме того, что, хотя мы являемся грешниками, Бог примирился с нами посредством смерти Своего Сына. В то время послал Бог Сына Своего Единородного: когда даже не было следов страха Божиего, Он явился в мир. «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня» (Ис. 65:1).

Первое слово о знании.

Блаж. Феофилакт Болгарский

А Исаия смело, говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне

Сказав, что Моисей говорит первый, упоминает и о другом пророке, который говорит тоже яснее и открытое. Исаия, говорит, смело говорит, то есть усиливался высказать истину во всей наготе и лучше подвергнуться опасности, нежели молчать. Меня, сказано у него, нашли не искавшие Меня и которые не вопрошали обо Мне (Ис. 65:1). Кого Моисей называл народом несмысленным, тех Исаия наименовал неищущими и невопрошающими, то есть невеждами и врагами знания. Итак, из всего этого иудеи должны были понять, что одни отвергнуты, другие приняты.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

А Исаия смело, говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне

Как выше мы многократно показывали, апостол Павел ведет речь то о язычниках, то об Израиле, однако не объявляет ясно и открыто о перемене предмета. Так же поступает и Исаия в этих высказываниях, которые апостол приводит для примера; и в первой части, говоря: Меня нашли не искавшие Меня, Я открылся не вопрошавшим обо Мне (Ис. 65:1), он, без сомнения, говорит о язычниках.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

А Исаия смело, говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне

Употребив выше слова Моисея об отвержении иудеев, здесь Павел прибавил и пример из пророка Исаии, чтобы, опираясь на его авторитет, еще более явно учить тому, что Бог, сверх того, что отвергнул иудеев, к бесчестию и погибели их излил благодать на язычников. Исаия здесь говорит от лица Христа.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Ст. 20-21 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне. Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному

Почему же евреи не поняли Евангелия? Потому, что они - народ непослушный и упорный в своем неверии. Они не захотели уверовать, как об этом пророчествовал и пророк Исаия, пророчествовал смело, не боясь злобы народа, который ревниво охранял свои права на Царство Мессии.

См. также Толкование на Рим. 10:14

Архим. Эмилиан (Вафидис)

Итак, мы стремимся освободить свой ум ото всего и наполнить его теми словами, которые мы говорим Богу. Наш ум занят только произношением и смыслом этих слов. И даже Самого Бога мы не будем искать, потому что в поисках Его мы ищем самих себя, а Бога теряем. Бог обретается теми, которые Его не ищут, теми, которые не спрашивают о Нем.

Трезвенная жизнь и аскетические правила.