Толкования на Рим. 14:10

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 10-13 Ты же почто осуждаеши брата твоего, или ты что уничижаеши брата твоего; Вси бо предстанем судищу Христову. Писано бо есть: живу Аз, глаголет Господь, яко Мне поклонится всяко колено, и всяк язык исповестся Богови. Темже убо кийждо нас о себе слово даст Богу. Не ктому убо друг друга осуждаем, но сие паче судите, еже не полагати претыкания брату или соблазна

Итак, достаточно упрекнув, (апостол) снова ободряет, говоря: ты же почто осуждаеши брата твоего? или ты что уничижаеши брата твоего (ст. 10)? Здесь, по-видимому, (апостол) уравнивает обоих, но однако полагает между ними большое различие. Он прекращает их споры прежде всего наименованием брата, а потом напоминанием о страшном дне Суда, так как, сказавши: что уничижаеши брата твоего, присовокупил: вcu бо предстанем судищу Христову. И говоря это, он, по-видимому, опять делает упрек более совершенному, но на самом деле старается потрясти дух иудействующего христианина, не только посрамляя его напоминанием об оказанном ему благодеянии, но и устрашая будущим наказанием: вcи бо, - говорит, - предстанем судищу Христову. Писано бо есть: живу Аз, глаголет Господь; яко Мне поклонится всяко колено, и всяк язык исповестся Богови. Темже убо кийждо нас слово о себе даст Богу (ст. 11, 12). Видишь ли, как (Павел) опять потрясает дух одного, нанося удар, по-видимому, другому? Слова его значат то же, как если бы он сказал: о чем ты заботишься? Ведь не ты будешь наказан за него? Он не высказал этого прямо, но это именно разумел, только выразил гораздо легче, сказав: вcu бо предстанем судищу Христову. Темже убо кийждо нас о себе слово даст Богу. (Апостол) привел также слова пророка, который свидетельствует о всеобщем повиновении Богу, о повиновении безусловном всех, живших в Ветхом Завете, и вообще всех без исключения. Не просто сказано - всякий поклонится, но - исповестся, то есть даст отчет в том, что сделал.

Итак, представляя себе общего Владыку, сидящего на Престоле, будь внимателен к себе, не раздирай и не разделяй Церкви, отторгаясь от благодати и возвращаясь к закону, так как и закон принадлежит Ему. И что говорю - закон? Ему принадлежат все жившие и в законе, и до закона. И не закон потребует у тебя отчета, а Христос, как у тебя, так и у всего человеческого рода. Видишь ли, как (апостол) освободил немощного в вере от страха закона? Потом, чтобы не показалось, что он говорит об этом с намерением устрашить немощных, но что он перешел к этому по связи речи, (апостол) продолжает рассуждать о том же предмете, говоря: не к тому убо друг друга осуждаем, но cиe паче судите, еже не полагати претыкания брату, или соблазна (ст. 13). Это к одному относится не больше, чем и к другому, а потому может быть приложено к обоим, и к совершенному, который соблазняется разборчивостью в пище, и к несовершенному, для которого служат преткновением слишком резкие укоризны.

Гомилии на Послание к Римлянам.

Свт. Феофан Затворник

Ты же почто осуждаеши брата твоего? или ты что уничижаеши брата твоего? Вси бо предстанем судищу Христову

Утвердив таким образом, что мы рабы Господа, и по творению и промышлению, и тем паче по искуплению, Апостол снова обращается к убеждению, чтоб мы не осуждали друг друга. Мы рабы Господа; следовательно, сами между собою сорабы и собратия. Вся забота наша должна быть обращена на то, чтобы Господу своему угождать, а не на то, как другие, сущие с нами, работают тому же Господу. Прежде уже говорил он: что ты судишь чуждему рабу (Рим. 14:4)! Он Божий раб, а не твой; тебе же он сораб, как и ты ему. Теперь же обращает внимание на другую сторону дела: мы братья и одинаково рабы единому Господу; о том должны заботиться, чтоб Ему угодить, а не друг за другом смотреть; ибо все предстанем судищу Христову, где всякий даст отчет за себя только самого. За себя будет давать ответ и брат твой, судимый тобою; тебе же что тут? Сам будешь давать отчет; ответишь и за самое осуждение сие. Так лучше ты воздерживайся от осуждения, а более на себя смотри, не оказалось бы что и у тебя достойное осуждения на судище Христовом.

Апостол в сих словах предлагает общее убеждение к неосуждению; но вместе так выражается, что подавшие повод к тому не могли не видеть, что он и их особенно не упускает из внимания; ибо, говоря: ты же — и потом: и ты, — будто пальцем указывает то на немощного иудея, не ядущего все в духе иудейском, осуждающего, однако ж, все ядущего, то на последнего, сильного в вере, но укоряющего первого, несмотря на его немощность. Примирить же их между собою, изгнав из них осуждение и укорение, отзывающееся разладом, старается Апостол убеждением их, что они равны друг пред другом, — равны, как братья, и равны, как равно имеющие предстать судищу Христову. С одной стороны, чувство братства, с другой — общая опасность сильны расположить — оставить взаимные нападки, а скорее озаботиться обезопашением и себя, и взаимно всех. «Так Апостол прекращает споры сперва наименованием брата, а потом напоминанием о страшном дне суда» (святой Златоуст). «Он — наш Следователь, Он — наш Судия, Его престолу необходимо нам предстать» (блаженный Феодорит). Его потому умилостивлять всею заботою озаботимся, прекратив взаимные осуждения и укорения.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Свт. Геннадий Константинопольский

А ты чтò осуждаешь брата твоего? Или и ты, чтò унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов

Павел снова возвратился к тому, о чем говорил вначале, и прибавлением слова «брат» еще лучше представил нелепость происходящего суда.

Фрагменты.

Прп. Ефрем Сирин

А ты чтò осуждаешь брата твоего? Или и ты, чтò унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов

Ты же - что судишь брата твоего, который ест? Или ты - зачем уничижаешь брата твоего, - постящегося?

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Прав. Иоанн Кронштадтский

А ты чтò осуждаешь брата твоего? Или и ты, чтò унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов

Все мы предстанем на суд Христов. Зачем нам произносить над своими ближними свой суд, когда все мы несомненно предстанем на Страшный, единственно праведный Суд Христов?

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феофилакт Болгарский

А ты чтò осуждаешь брата твоего? Или и ты, чтò унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов

Ты, неядущий, что осуждаешь брата своего, ядущего, как невоздержанного, за то, что он ест? Он - брат; ты не должен уничижать собственный свой член. Разве ты дашь за него ответ? Он сам предстанет на суд и сам понесет наказание. Видишь ли, как обращая речь к совершенному, наводит страх на самого иудействующего, как имеющего отдать отчет на страшном суде?

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

А ты чтò осуждаешь брата твоего? Или и ты, чтò унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов

Правильно апостол заклеймил и тот и другой порок в сказанном: что ты унижаешь? или что ты осуждаешь? Ибо те, кто самую малость преуспел в науке, имеют обыкновение презирать и унижать менее способных к высшему разумению; те же, кто неучен и непонятлив, осуждают - то есть обвиняют и проклинают - исследующих более высокие и глубокие предметы, нежели они сами могут охватить и постигнуть. И потому апостол, желая пресечь неправоту обеих сторон, предписывает одним не унижать и не презирать низших, а другим не осуждать высших, ибо не имеют знания, чтобы судить…

Разбирая причины неправоты тех, кто осуждает братьев, апостол указывает на истинный и справедливый образ правосудия, говоря: Все мы предстанем на суд Христов. Отсюда судящий брата узнает, что он совершает преступление превышения полномочий, принимая на себя суд Божий и опережая приговор Единородного. Рассмотрим, что же означает этот суд, именуемый у апостола «судом Божиим», и каким образом его следует понимать. Павел упоминает о нем не только здесь, но и в Послании к Коринфянам, где говорит: Ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:10).

Комментарии на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Ст. 10-12 А ты чтò осуждаешь брата твоего? Или и ты, чтò унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу

В этом месте Апостол является защитником свободы христианской совести, но только в вещах так называемых безразличных: за эти вещи мы не имеем права осуждать друг друга - осуждать может на страшном Своем суде только ваш общий Господь и Владыка. Но Апостол вовсе не дает этим право отдельным лицам безнаказанно разрушать сложившийся строй церковной жизни, основанный на вселенском апостольском предании. В других посланиях он прямо осуждает тех, кто портит порядок, установленный в Церкви Христовой (1 Кор. 3:17).

См. также Толкование на Рим. 14:1