Толкования на Рим. 14:26

Свт. Иоанн Златоуст

Единому Премудрому Богу, Иисусом Христом, Емуже слава во веки. Аминь

См. Толкование на Рим. 14:24

Свт. Феофан Затворник

Единому Премудрому Богу, Иисусом Христом, Емуже слава во веки. Аминь

В иных местах, судя по течению речи, Апостол славит Бога блаженным (см.: 1 Тим. 1, 11), единым сильным, бессмертным, живущим во свете неприступном (см.: 1 Тим. 6, 15 — 16). А здесь славит Его единым премудрым. Не мог надивиться и всегда дивился великой премудрости Божией: как Он одним и тем же и иудеев разоблачил от их благоукрашения законностями, и язычников просветил и очистил, и из тех и других слил один народ, поклоняющийся Богу в духе и истине. Сокрыто было сие и вдруг явилось, как цвет из семени. Не дивно ли, что бросается в землю семя, а чрез несколько времени выходит из него прекрасный цвет и плод? Так дивится Апостол тому, что семя слова, сокрытое в иудействе, вдруг проросло и дало древо, покрывающее ветвями своими всю землю. Святой Златоуст говорит: «выражается в сем славословии изумление пред непостижимостию сих тайн. Ибо и ныне, когда тайны открыты, невозможно постигнуть их умственно, но должно познавать их не иначе как верою. Прекрасно сказал Апостол: Единому Премудрому Богу. Ибо когда размыслишь, как Бог ввел в Свою Церковь язычников и приобщил их к древним праведникам, как спас безнадежных, как недостойных земли возвел на небо, потерявших право на настоящую жизнь ввел в жизнь высшую, бессмертную и неизреченную, попираемых демонами сделал равными Ангелам, отверз рай, уничтожил все древнее зло и все это совершил в непродолжительное время, путем удобным и сокращенным; тогда уразумеешь премудрость Божию, увидев, что, чего не знали ни Ангелы, ни Архангелы, тому язычники вдруг научены Иисусом Христом. Итак, надлежало бы тебе удивляться Его премудрости и прославлять Его; а ты занимаешься малостями (того не есть, другого не пить), привязываясь еще к тени (закону). Это значит, что ты мало прославляешь Христа. Ибо кто не имеет упования на Него и дерзновения в Нем, кто не руководствуется верою, тот не исповедует величия дел Его. Но Павел сам воздает за них славу Богу; а тем и их побуждает к такому же усердию. — Когда же слышишь, что Апостол говорит: Единому Премудрому Богу, — не подумай, чтобы это было сказано к унижению Сына. Ежели все то, в чем обнаруживается премудрость Божия, совершено чрез Христа, и ничего не совершено без Него; то явно, что Он и в премудрости равен Отцу». К сему последнему приложим изъяснение блаженного Феодорита: «ежели еретики скажут, что Бог именуется единым премудрым (так что Христос Иисус уже не Своею премудростию премудр); то пусть дознают, что Владыка Христос называется не только премудрым, но и самою премудростию. А если думают лишить Сына сего наименования премудрым, то пусть не называют Его и бессмертным. Ибо сей же Апостол говорит о Боге: един имеяй безсмертие (1 Тим. 6, 16)».

Иисусом Христом, διά, — чрез Иисуса Христа, можно относить и к: утвердити вас, — и к: явльшияся, — и: познавшияся, — то есть тайны. Блаженный Феофилакт пишет: «слова: Иисусом Христом — можно соединять так: могущему вас утвердити Иисусом Христом (Рим. 14:24). Но можно понимать их и так: открытой тайны всем народам Иисусом Христом; ибо тайну открыл народам Сам Тот, Кто послал учеников научить все народы» (так и святой Златоуст, и Экумений, и Фотий). — Но можно и так читать и толковать: Иисусом Христом — слава. Ибо Сам Иисус Христос говорит, что Отец прославился и прославляется в Нем — Сыне (см.: Ин. 13, 31; 14, 13). Это тем удобнее допустимо, что иные Емуже, ω, — считают излишним (см.: Экумений; и еще кто-то у него). Есть и рукописи, в которых оно опускается, и течению речи сие опущение не противно, а кажется более согласно с ним. Но большинство удерживает сие речение, и в таком случае оно представляется стоящим вместо: αύτω, — как читается в некоторых рукописях. Могущему утвердити вас — Премудрому Богу, Ему — таковому — слава. — Требовалось привнесение сего (Ему) тем, что между: могущему утвердити — и: слава — много поставлено слов, отвлекавших внимание на другое.

«Таким образом, воздав славословие, Апостол от молитвы опять переходит к увещанию» (святой Златоуст), новые, однако ж, выставляя побуждения к исполнению того, что внушает и чего требует. — Доселе он увещевал не разрывать согласия из-за мелочей, заимствуя побуждения к тому из самого предмета; теперь же ведет к тому же общею обязанностию не себе угождать, как и Христос не Себе угоди (15, 3) (см.: 15, 1 — 6), — и тем, что Христос, Устроитель спасения, всех приемлет, и иудеев, и язычников, как и предсказано; вследствие чего вам не следует делиться из-за иудейства и язычества (см.: 15, 7 — 13). То и другое выводится от лица Иисус-Христова.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

См. также Толкование на Рим. 14:24

Блаж. Иероним Стридонский

Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь

Только Бог мудр, хотя и Соломон, и многие другие святые называются «мудрыми» (3 Цар. 4:30-34, 7:14; 1 Пар. 27:32; Дан. 1:17; Мф. 2:1), и еврейскому царю велено передать начальствующему в Тире: Вот, ты премудрее Даниила (Иез. 28:3).

Беседы против пелагиан.

Блаж. Феодорит Кирский

Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь

Если еретики скажут, что «единственно премудрым» именуется Бог, то пусть они узнают, что Владыка Христос называется не только «премудрым» , но и «Премудростью».

Толкования на послания святого Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь

См. Толкование на Рим. 14:24

Ориген

Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь

Слова Павла «Единому премудрому Богу» следует понимать не в том смысле, что премудрый Бог мудр благодаря мудрости, как это бывает у людей. Ибо у людей мудрым называется тот, кто причастен мудрости, Бог же именуется «мудрым» не потому, что причастен мудрости, но потому, что Он сам есть Творец и Родитель мудрости.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь

Ничто не полно без Христа, потому что через Него всё. И хвала Богу Отцу, как мы признаем, воздается через Него, ибо понято, что «через Христа» означает через Его мудрость, в которой Он спас верующих. Итак, слава Отцу через Сына, то есть слава Обоим во Святом Духе, ибо Оба - в одной славе.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь

Через Иисуса Христа. Христос научил людей понятию о Боге, внушил им доверие к Богу, сделал их приятными Богу. Следовательно, только тот, кто верует во Христа, - тот и может правильно почтить Бога.

См. также Толкование на Рим. 14:24

Примечание. Куда относится это славословие - сказать трудно. Новейшие толкователи, на основании свидетельства многих древних кодексов, относят его к 16-й гл. (16:25-27 ст. по Афинскому изданию 1898 г.). Но некоторые считают возможным допустить, что оно принадлежит к 14-й главе. Так, Цан в своем комментарии и о послании к Рим. славит его там, где и наш текст его помещает. Он ссылается при этом на свидетельства антиохийской рецензии текста, на массу позднейших кодексов, на Златоуста, Феодорита, Экумения, Феофилакта, на позднейшие сирские переводы, готский перевод и др.