Толкования на Рим. 15:2

Свт. Иоанн Златоуст

Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию

См. Толкование на Рим. 15:1

Свт. Тихон Задонский

Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию

Когда хотим Богу угождать, то не должны ближнего нашего презирать и отвращаться от него, но миловать его и в нуждах его помогать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Требует ближний наш совета от нас – дадим совет, когда можем. Требует пищи от нас – дадим пищу. Требует одежды – оденем его. Требует упокоения в доме нашем – упокоим его. Требует службы нашей – послужим ему. Требует в скорби и печали утешения – утешим его по нашей возможности, и прочее. Этого хочет воля Божия и требует христианская любовь. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благо угодны Богу (Евр. 13, 16).

Сокровище духовное от мира собираемое.

Свт. Феофан Затворник

Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию

Там вообще говорил: мы не должны себе угождать; а тут приложение делает к внимающим слову его: кийждо вас ближнему да угождает. От себя отвернувшись, на ближнего обращай взор, как говорил в другом месте: не своих си кийждо, но и дружних смотряйте (ср.: Флп. 2, 4); или: никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо (1 Кор. 10, 24). Апостол и сам всегда так действовал, почему и предлагал себя в пример: якоже и аз во всем всем угождаю, не иский своея пользы, но многих, да спасутся (1 Кор. 10, 33).

Сам угождал всем, да спасутся; и других учит угождать ближнему во благое: «ибо можно угождать и ко вреду, как себя самого, так и ближнего» (блаженный Феодорит). «Каждый делай то, что угодно ближнему, и служи брату, только во благое» (блаженный Феофилакт).

Но зачем Апостол прибавил еще: к созиданию? Сего требовал образ действования сильных римлян. Они ко благу вели, требуя не держаться различения яств, как условия спасения; но как делали это не в порядке, то не созидали, а разоряли. Надлежало переубедить их; и тогда-то различение яств само собою устранилось бы, а они сразу силою всё хотели переломить и, вместо пользы, причиняли вред. Почему, «дабы не сказал кто из совершенных: вот я влеку брата во благое (обличая его и понуждая), Апостол присовокупил: к созиданию. Ибо хотя и благо то, что делаешь теперь, но так как это неблаговременно, то дело твое обращается в разорение; ибо неблаговременное обличение не назидает» (блаженный Феофилакт). И в премногих-многих случаях это ограничение имеет спасительное применение: и благо делай, но с разумом.

«Итак, богат ли ты, облечен ли властию, не себе угождай, но бедному и имеющему нужду. Чрез это ты и приобретешь истинную славу, и принесешь много пользы. Житейская слава скоро пролетает; а слава духовная пребывает постоянно, если будешь это делать к созиданию» (святой Златоуст).

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию

См. Толкование на Рим. 15:1

Блаж. Феофилакт Болгарский

Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию

То есть каждый делай то, что угодно ближнему, и служи брату, только во благо. А дабы не сказал кто из совершенных: вот и я влеку брата во благо (когда обличаю его: прим. ред.), присовокупил: к назиданию. Ибо хотя и благо то, что делаешь теперь, но так как это неблаговременно, то дело твое обращается в разорение: ибо неблаговременное обличение не назидает.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию

Как в первую очередь нужно почитать Господа Бога, а затем ближнего, так и угождать нужно в первую очередь Богу, а затем ближнему. Но кто-нибудь может сказать, что Павел противоречит самому себе, повелевая нам угождать ближнему, ибо в другом месте он говорит: Если бы я угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал. 1:10)… На это следует ответить, что одно дело - стремиться угождать людям ради того, чтобы стяжать от них похвалу, и другое дело - угождать им в том, чтобы жизнь твоя считалась у людей безупречной и чтобы многие, кто видит ее или слышит о ней, извлекли из нее пользу. Ибо не следует угождать людям в том, что направлено против веры, против праведности, против религии. Поэтому Павел говорит, что если бы я угождал людям, то не был бы рабом Христовым… Когда же он говорит: Каждый из нас должен угождать ближнему, он тем самым вводит необходимое различение, ясно показывая, в чем нужно угождать ближнему: во благо, к назиданию.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию

Каждый из тех, которые почитают себя более совершенными в жизни духовной, чем другие, рассуждающими и поступающими лучше других, должны угождать другим, то есть должны применяться к их положению, к их понятиям, не с тем, чтобы поблажать их слабостям или каким-нибудь порочным привычкам, но с тем, чтобы сделать им добро, и не какое-нибудь внешнее добро, касающееся внешней их жизни, но такое добро, которое служило бы к их исправлению в познании предметов веры и к нравственному усовершенствованию. Эту истину святой Павел своим примером объясняет так: Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни Церкви Божией: так как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись (1 Кор. 10:32, 33).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию

См. Толкование на Рим. 15:1