Толкования на Рим. 15:3

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо и Христос не Себе угоди, но якоже есть писано: поношения поносящих Тебе нападоша на Мя

См. Толкование на Рим. 15:1

Свт. Феофан Затворник

Ибо и Христос не Себе угоди, но якоже есть писано: поношения поносящих Тебе нападоша на Мя

«Поелику Апостол дал правило особенной важности, предписав совершенному нисходить со степени своего совершенства для уврачевания немощи другого; то представляет в пример Христа. Так и всегда делает Павел. Когда рассуждает о милостыне, представил сей же пример: весте благодать Господа, яко вас ради обнища, богат сый (ср.: 2 Кор. 8, 9). Когда увещевал к любви, убеждал тем же примером, сказав: якоже и Христос возлюби нас (ср.: Еф. 5, 25). Когда советовал терпеть стыд и бедствия, прибегнул к тому же примеру, говоря: иже вместо предлежащих Ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив (ср.: Евр. 12, 2). Так и здесь показывает, что Сам Христос поступал таким образом: не Себе угоди» (святой Златоуст).

Христос Спаситель ничего не делал для Себя, а все для устроения нашего спасения. Только однажды Он выразил пред Отцом Своим, чего бы Ему хотелось для Себя, именно: да мимоидет чаша сия; но тотчас же и отказался от сего: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты. Блаженный Феодорит пишет: «Сам Владыка не Своего искал, но за наше спасение предал Себя на смерть. Ибо слышим, что пред страданием молится и говорит: Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты (Мф. 26, 39)». Такое же применение читаем и у Амвросиаста.

Господь испил чашу сию и потопил в ней грехи наши. Грехи наши Он понес, и за нас поболезновал, и тем спас нас. Поелику в этом преимущественно выразилось, что Он не Себе угоди; то применительно к сему надлежит понимать и приведенные пророческие слова, именно: поношения поносящих Тебе — Богу Отцу, нападоша, — напали, налегли на Меня, Сына Божия воплотившегося для подъятия грехов всего мира и спасения его. Поношения поносящих Бога будут грехи мира; ибо всякий грех, поелику пред лицем Бога вездесущего творится, оскорбляет лице Божие и в поношение Ему творится. Сын Божий, воплотившись, исповедует пред Отцом, что все эти поношения на Него налегли, и Он охотно подъемлет их, чтоб снять вину поношения с творивших его и тем спасти их. Этим особенно и показал Он, что не Себе угоди, но с других всех снял вину и за них понес ее.

У Пророка все место читается так: ревность дому Твоего снеде Мя, и поношения поносящих Тебе нападоша на Мя (ср.: Пс. 68, 10). В первых словах: ревность дому Твоего снеде Μя — Господь устами Пророка исповедует, что подъять поношения поносящих, или грехи грешников, побудила Его ревность о доме Бога Отца, то есть о славе сего дома. Дом Божий — вся тварь, наипаче разумная. Грехом дом сей помрачился. Сын Божий возревновал восстановить свет славы его; для того пришел на землю, воплотился и, подъяв грех, отъял то, чем омрачалась слава дома Божия. По отъятии греха, нисшел Дух Святой, Который, обновляя верующих, расширяет свет славы дома Божия, пока внидут в него все потребные.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня

См. Толкование на Рим. 15:1

Блаж. Феодорит Кирский

Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня

Сам Владыка не искал Своего, но ради нашего спасения предал Себя на смерть. Ибо мы слышим, что Он перед страданием молился и говорил: Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26:39).

Толкования на послания святого Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня

Апостол ставит нам в пример Христа. Ибо если бы Он хотел угождать Себе, то есть искать Своего, то мог бы избежать поношений и не терпеть того, что потерпел; но Он не захотел этого, а, приняв на Себя страдания, подвергся худой славе у многих, был почитаем бессильным, даже обманщиком и злодеем. О Нем говорили: других спасал, а Себя не может спасти (Мф. 27:42). Так злословия злословящих Тебя, Отца, в Ветхом Завете, пали на Меня (Пс. 68:10), то есть Сына Твоего. И это не есть что-либо новое.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня

Тем самым Павел показывает, что Христос не Себе угождал и не почитал хищением быть равным Богу (Флп. 2:6), но уничижил Себя, желая угождать людям, то есть спасти их, и потому сносил злословия злословящих, как сказано: «Злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Пс. 68:10).

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня

Павел говорит, что Спаситель не Себе угождал, но Богу Отцу. Из-за того, что Он сказал: Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6:38), - иудеи отвергли Его и убили как грешника. Псалмопевец от Его лица обращается к Богу Отцу, говоря: И злословия злословящих Тебя падают на Меня (Пс. 68:10).

Комментарий на Послание к Римлянам.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня

«Ибо и Христос не Себе угождал, но как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Пс. 68:10). Наставление о перенесении немощей ближнего Апостол утверждает примером Господа Спасителя: Ибо и Христос не Себе угождал. Святой Златоуст говорит: «Что значит: не Себе угоди? Христос мог не терпеть злословия, мог не пострадать того, что пострадал, если бы Он захотел искать Своего. Но Он не захотел, а наблюдая нашу пользу, пренебрег то, что ему принадлежало». А что Ему принадлежало? Ему, Богочеловеку, непричастному греха, как Всесвятому, принадлежала всякая честь, слава, величие, блаженство. Но Он понес уничижение, презрение, посмеяние; Он был беден и не имел, где главу приклонить; Он смирил Себя и послушлив был до крестной смерти; Он жил на земле не для Себя, пострадал и умер не за Себя, но за наши грехи, за грехи всего мира и для спасения мира.

Якоже есть писано: поношение поносящих Тебе нападоша на Мя. Апостол привел пророческие слова Псалма, изображающие страждущего Иисуса. Как бы так говорит Псалмопевец от лица Искупителя: «О Боже! все грехи, которыми люди оскорбляли и прогневляли Тебя, принял Я на Себя, чтобы удовлетворить Твоей вечной правде за грехи людей, и поэтому принял Я на Себя поношения и уничижение».

По наставлению Апостола, мы должны усердно заботиться о спасении ближних, взирая на пример Господа Спасителя, за нас претерпевшего всякие поношения и укоризны и после тяжких страданий умершего на кресте, чтобы нас избавить от проклятия и вечной смерти.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня

Слова псалма можно понимать и в том смысле, что Христос принял на Себя поношения, какие люди собственно направляли на Бога, и в том, что Христос принял на Себя ответственность за поношения (т. е. грехи) людей, или же, наконец, так, что Христос терпел страдания за дом Божий, за Церковь, терпел из любви к братьям Своим. По контексту речи в псалме, и здесь следует лучше давать словам Апостола последний смысл. Все эти страдания Христос принял совершенно добровольно и мог бы не брать их на Себя.

См. также Толкование на Рим. 15:1