Толкования на Рим. 15:4

Свт. Иоанн Златоуст

Елика бо преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася: да терпением и утешением Писаний упование имамы

См. Толкование на Рим. 15:1

Свт. Феофан Затворник

Елика бо преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася: да терпением и утешением Писаний упование имамы

По поводу приведения сказанного места из Писания святой Павел выражает общую мысль о назначении и благотворном действии Божественных Писаний. Он как бы говорит: я привел одно место из Писания, но там и все таково, что может быть обращено нам в научение: с этою целию они и написаны. В наше наказание — в научение нас, — христиан. Все христианство там предызображено. Читай или слушай, вникай и размышляй — и учись. «О нашей пользе промышляя, Бог сообщил нам Писанию преданное учение» (блаженный Феодорит). Всякого пункта христианского учения можно найти там предначертание — явное или сокровенное. Может быть, говоря сие, Апостол имел намерение навесть немощного иудея на мысль, что если по духу христианства нет необходимости держаться различения яств, как какого-либо условия спасения, то это учение не есть какая-либо особенность от прежних Писаний; оно и там содержится: поищи и найдешь.

Как назначение Писания выражено обще, так и благотворное действие его тоже указывается в общих чертах: да терпением и утешением Писаний упование имамы. Главное тут: /даупование имамы. Это упование есть упование спасения, — непоколебимая уверенность, что, веруя так, как веруем, живя так, как живем, и освящаясь таинствами, как освящаемся, мы несомненно содеваем спасение свое. Опора же сего упования — Господь наш Иисус Христос. Если Сам Сын Божий и Бог пришел, воплотился, пострадал, умер, воскрес, вознесся на небеса и седит одесную Бога Отца, то что может быть ненадежно и непрочно в нашем уповании? При всем том, однако ж, могут приходить помышления, колеблющие упование. Что тогда делать? Обращайся к Писанию, и там найдешь утешение, почерпнешь оттуда удостоверения, которые успокоят восстающее внутри смятение помышлений. Если придет смущающее помышление, — хорошо ли мы сделали, что возуповали на Христа, — смотри в Писание, и там найдешь, что Он есть чаяние языков, что на Него, как сказано, языцы уповати имут, что и видим исполняющимся, — что Он есть Отец будущего (то есть настоящего теперь) века, Бог крепкий. Если придет помышление, хорошо ли делаем, что следуем Его заповедям; смотри, что повелел Моисей: когда придет, послушайте Его. Если придет помышление, не ново ли то, что приемлем чрез таинства благодать Духа Святого; читай Пророков, и найдешь, что давно предсказано: во дни оны излию от Духа Моего (Иоил. 2, 29). Так и всякое другое помышление, какое бы ни пришло, может быть развеяно утешением, почерпаемым из Писаний, и оставлять наше упование в покое и силе.

Из сказанного явно, как утешение Писаний влияет на твердость упования нашего. Но как к сим проявлениям духовным относится терпение? В тексте оно стоит на одной линии с утешением Писания: все преднаписано в наше научение, чтоб терпением и утешением Писаний имели мы упование, то есть стояли в нем, были тверды и не падали (см.: святой Златоуст). Как утешение Писаний влияет на твердость упования, очевидно: как влияет на это терпение? Поставим раздельно: все преднаписано в наше научение, да терпением упование имамы. Научение из преднаписанного дает терпение, терпением хранится упование. Под терпением не всегда разумеется перенесение прискорбностей, но иногда постоянство в принятых правилах. Можно в этом значении принять его и в настоящем случае. Будет: научение, почерпаемое из преднаписанного, рождает постоянство в правилах веры, жизни и благодатного освящения, а сие постоянство поддерживает упование. Упование действительно слабеет, коль скоро допускается какое опущение или уклонение в вере, жизни или освятительных порядках Церкви. Постоянная же верность всему этому сообщает упованию дерзновение и воодушевление. А как преднаписанным может воспитываться такое постоянство, это не требует объяснений.

Но можно принять здесь терпение и в значении перенесения прискорбностей. Прискорбности неразлучны с верою и жизнию по вере. Писание, проповедуя всюду такую неразлучность, и словом научения, и примерами терпения воодушевляет на терпение, а терпение оживляет упование и дает ему твердость. Последнее свидетельствуется повсюдными опытами. Святой Златоуст говорит: «много предлежит нам различных подвигов, и внутренних и внешних (неизбежность этого преднаписана), дабы мы, почерпая укрепление и утешение из Писаний, оказывали терпение и дабы, живя в терпении, пребывали в надежде. Одно располагает к другому, терпение к надежде, надежда к терпению; терпение же и надежда почерпаются в Писании».

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Блаж. Феофилакт Болгарский

А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду

Это, говорит, написано было прежде, чтобы мы подражали сему. Здесь же увещевает их и к терпению искушений, говоря, да укрепляемые Писанием терпим, и терпением да покажем в себе все живое и постоянное упование. Ибо кто терпит, тот показывает, что имеет в себе упование на будущие блага, а кто не терпит, тот потерял упование.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду

Эти слова подобны тому, что Павел говорит в другом месте: Описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10:11)… Ибо утешение из Писаний обретает не тот, кто не верит и не разумеет, но тот, кто и верит, и разумеет.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду

Приведши слова об Иисусе Христе из Псалма, Апостол показывает причину, почему он указывает на Писание. Может быть, имел он в виду и то, что сам говорил о недействительности закона Моисеева. Как бы так говорит: хотя обрядовый закон Моисеев потерял теперь прежнее значение, когда тень прообразов заменилась событиями; но все, что писано было прежде, по духовному своему значению, написано нам в наставление. Ветхозаветные писания, предлагая нам правила жизни и примеры благочестивых и добродетельных мужей, переносивших терпеливо трудные испытания, внушают нам терпение; они, раскрывая исполнившиеся обетования и пророчества и повторяя Божественные обетования, данные для всех благочестивых и добродетельных людей, верно последующих учению и примеру Господа Спасителя, утешают нас среди всяких скорбей и несчастий; и, таким образом, терпением и утешением, получаемым чрез чтение писаний, мы сохраняем и утверждаем в себе надежду будущей вечной жизни.

Да терпением и утешением писаний упование имамы: вот цель, для чего дано нам Писание, и вот та цель, которую всегда мы должны иметь в виду, приступая к чтению священного Писания и продолжая чтение. Цель, для которой должны мы читать и изучать священное Писание не та, чтобы чрез это делаться учеными и образованными людьми, а та, чтобы, читая священное Писание, утверждались мы в надежде вечной жизни, и жили согласно этой надежде, среди всех испытаний и трудностей настоящей жизни сохраняли непоколебимое терпение, утешались наставлениями писаний, и имели всегда пред взорами своей души вечную жизнь и вечные блага, обещанные всем верующим в Иисуса Христа и соблюдающим Его заповеди.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду

Чем больше мы проявляем терпения или стойкости в самоограничении на пользу братьев своих по вере, тем крепче становится наша надежда на то, что таким путем мы достигнем своей заветной цели - будущего величия в царстве славы. Писания Ветхого Завета в этом случае являются для нас утешением: в них находится немало сказаний о том, как Господь увенчивал терпение страдальцев.

См. Толкование на Рим. 15:1