Толкования на Рим. 15:25

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 25-27 Ныне же гряду во Иерусалим, служяй святым, благоволиша бо Македониа и Ахаиа общение некое сотворити к нищым святым живущым во Иерусалиме. Благоволиша бо, и должни им суть. Аще бо в духовных их причастницы быша языцы, должни суть и в плотских послужити им

Так как (апостол) сказал: не имею места в сих странах и: с давних лет имею желание идти к вам, а между тем нужно было ему еще промедлить, то, чтобы римляне не подумали, что он смеется над ними, он объясняет причину, по которой пока не может придти к ним, и говорит: гряду во Иерусалим. Но, говоря о причине своего промедления, (апостол), кажется, имеет в виду и другое, именно - побудить их к милостыне и сделать их в этом более усердными. Если бы он не об этом заботился, ему довольно было бы сказать: гряду во Иерусалим. Но теперь присовокупляет и причину этого путешествуя: гряду, - говорит, - служай святым. Даже останавливается на этих словах, приводит доказательства, говоря: должни суть, и еще: аще в духовных их причастники быша языцы, должни суть и в плотских послужити, - чтобы и римляне научились подражать им. Здесь особенно нужно подивиться мудрости (апостола) в том, что он придумал такой способ дать совет, так как на римлян он мог более этим подействовать, нежели прямым увещанием. Ведь они почли бы для себя оскорбительным, если бы (апостол) представил им коринфян и македонян в образец подражания. Поэтому коринфян, в послании к ним, увещевает таким образом: сказую же вам благодать Божию данную в церквах Македонских (2 Кор. VIII, 1); равно и на македонян действовал примером коринфян: яже от вас ревность раздражи множайших (2 Кор. IX, 2). Равным образом и примером галатов он также пользуется, когда говорит: якоже устроих церквам Галатийским, тако и вы сотворяйте (1 Кор. XVI, 1). Но с римлянами (апостол поступает) иначе, более осторожно. Таким же образом он поступает и относительно проповеди, когда говорит: или от вас слово Божие изыде, или вас единых достиже (1 Кор. XIV, 36), потому что соревнование всего сильнее. Потому (апостол) многократно повторяет это; так и в другом месте говорит: как во всех церквах повелеваю (1 Кор. VII, 17); и еще: якоже везде во всякой церкви учу (1 Кор. IV, 17); и к колоссеям говорит: якоже благовестие Божие есть плодоносно и растимо во всем мире (Колос. I, 6). Так поступает и здесь, говоря о милостыне. И смотри, с каким величием он употребляет выражения. Он не сказал - иду отнести милостыню, но - гряду служай. А если Павел служит, то рассуди, как это важно, когда сам учитель вселенной берет на себя труд отнести подаяния, и хотя намеревался путешествовать в Рим и сильно желал видеться с римлянами, однако же первое предпочитает последнему. Благоволиша бо Македониа и Axaиa, то есть признали делом хорошим и пожелали общение некое сотворити. Опять не сказал - милостыню, но - общение. Не без цели также поставил слово - некое, но чтобы римляне не приняли сказанного за укоризну себе. И не сказал просто - к нищим, но - к нищим святым, убеждая двояким образом к вспомоществованию, как нищетой, так и добродетелью. Даже и этим не ограничился, но присовокупил: должни суть. Потом доказывает, почему должны. Аще бо, - говорит, - в духовных их причастники быша языцы, должни суть и в плотских послужити им. Это значит: для них пришел Христос, им, обратившимся из иудеев, принадлежат все обетования, от них Христос, потому и Сам Он сказал: спасение от иудей есть (Иоан. IV, 22); от них апостолы, от них пророки, от них все блага. И вселенная сделалась причастницей всего этого. Итак, говорит (апостол), если вы сделались причастниками более важного и если, по евангельской притче, вечеря была приготовлена для них, а вы пришли и вкусили предложенного, то и вы должны допустить их до участия в телесных благах и уделить им. Но (апостол) не сказал прямо - допустить до участия, а - послужити, поставив их как бы в разряд диаконов или приносящих подати царям. Не сказал также - в телесных ваших, как (выше сказано) - в духовных их, потому что духовные блага принадлежат одним иудеям, а телесные не одним язычникам, но и всем вообще. И (апостол) повелел, чтобы имения принадлежали всем, а не одним владельцам.

Гомилии на Послание к Римлянам.

Свт. Феофан Затворник

Ст 25-27: Ныне же гряду во Иерусалим, служай святым. Благоволиша бо Македония и Ахаия общение некое сотворити к нищим святым, живущим в Иерусалиме. Благоволиша бо, и должни им суть. Аще бо в духовных их причастницы быша языцы, должни суть и в плотских послужити им

«Поелику Апостол сказал: не имею места в странах сих – и: с давних лет имею желание идти к вам (Рим. 15:23), – а между тем нужно было ему промедлить; то, дабы римляне не подумали, что он смеется над ними, объясняет причину, по которой до времени не может прийти к ним, и говорит: гряду во Иерусалим. Но, высказывая по-видимому предлог своего медления, Апостол имеет в виду и другое, именно – побудить их к подаянию милостыни и сделать к этому усерднейшими. Если бы он не об этом заботился, ему довольно было бы сказать: гряду во Иерусалим. Но теперь присовокупляет и причину сего путешествия: гряду, говорит, служай святым (святыми называя всех верующих в Иерусалиме). Здесь особенно подивиться должно мудрости Апостола в том, что он придумал такой способ советовать. На римлян он мог этим более подействовать, нежели прямым увещанием. Ибо они почли бы для себя оскорбительным, если бы Апостол представил им коринфян и македонян в образец подражания. Поэтому коринфян, в Послании к ним, увещевает таким образом: сказую же вам благодать Божию, данную в церквах Македонских (ср.: 2 Кор. 8, 1); равно и на македонян действует примером коринфян: яже от вас ревность раздражи множайших (2 Кор. 9, 2). – Но с римлянами обходится иначе, с ними он осторожнее. И смотри, с каким приличием употребляет выражения. Не сказал: иду отнести милостыню, – но: гряду служай святым. А если Павел служит, то рассуди, как это важно, когда сам учитель вселенной берет на себя труд отнести подаяния; и хотя намеревался путешествовать в Рим и сильно желал видеться с римлянами, однако же первое предпочитает последнему. Благоволиша бо Македония и Ахаия, – то есть с общего согласия пожелали общение некое сотворити. Опять не сказал: милостыни, – но: общение. Не без мысли также вставил слово: некое, – но дабы римляне не приняли сказанного за укоризну себе. И не сказал просто: к нищим, – но: к нищим святым, – убеждая двояким образом к вспомоществованию, – как нищетою, так и добродетелию. Даже и сим не удовольствовался, но присовокупил: должни суть. Потом доказывает, почему должны: аще бо в духовных их (иудеев) причастницы быша языцы, должни суть (языцы) и в плотских послужити им (иудеям). Это значит: им принадлежат обетования, от них Христос, к ним первым и пришел Он, почему и Сам Он сказал: спасение от Иудей есть (Ин. 4, 22); оттоле Апостолы, оттоле Пророки, оттоле все блага. Но всего этого сделалась причастницею вселенная. Следовательно, заключает Апостол, ежели вы стали причастниками важнейшего и, когда, по евангельской притче, вечеря была приготовлена для них, вы вошли и вкусили предложенного; то и вам должно допустить их до участия в телесных благах и уделить им оных. Но Апостол не сказал прямо: допустить до участия, – а: послужити; чрез это же представил их как бы диаконами или приносящими дани царям. Не сказал также: в телесных ваших, — как выше сказано: в духовных их; потому что духовные блага принадлежали одним иудеям, а телесные принадлежат не одним язычникам, но всем вообще. И Апостол повелевал, чтобы имение было общим всех, а не одних владетелей» (святой Златоуст).

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым

Теперь же отправляюсь я в Иерусалим ради служения святым, кои находятся в Иерусалиме.

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Блаж. Феофилакт Болгарский

А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме

Выше дал обещание придти к ним. Между тем ему нужно было еще промедлить. Поэтому, дабы не подумали, что смеется над ними, высказывает причину, по которой медлит, и говорит: иду в Иерусалим, чтобы послужить святым. Не сказал: неся с собой милостыню, но: чтобы послужить, дабы узнали мы, как высоко, кем совершается и как важно это. Чрез это увещевает еще римлян к милостыне; ибо когда говорит: Македония и Ахаия усердствуют и т.д., то влагает в них ревность подражать им. Слово усердствуют употреблено вместо: захотели, признали за благо послать некоторое подаяние. Так, то есть подаянием, называет милостыню везде, как прибыль общую, и дающих и принимающих. Сказал: некоторое вместо: малое, дабы не показалось римлянам, будто укоряет их, как скупых и нещедрых. Святым, сказал, то есть верным, так что они достойны сугубого сожаления, во-первых, по нищете, а во-вторых - по добродетели.

Толкования на послание к Римлянам.

Амвросиаст

А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым

Павел говорит, что сначала он отправляется в Иерусалим послужить святым. Так он хочет донести до римлян, что надо проявлять усердие в такого рода делах: живущие по милости и оправданные пред Богом должны служить Ему.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Ст. 25-26 А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме

Отсюда видно, что Павел находится, во время отправления послания в Греции. - О сборах милостыни для иерусалимских христиан см. 1 Кор. 16:1-4; 2 Кор. гл. VIII-IX; Деян 24:17.

См. также Толкование на Рим. 15:22