Толкования на Рим. 16:8

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 8-10 Целуйте Амплиа возлюбленнаго ми о Господе. Целуйте Урвана споспешника нашего о Христе, и Стахиа возлюбленнаго ми. Целуйте Апеллиа искусна о Христе. Целуйте сущыя от Аристовула

Целуйте Амплия возлюбленнаго ми (ст. 8). (Апостол) опять обращает в похвалу любовь свою, потому что любовь Павла была любовь для Бога и заключала в себе бесчисленные блага. Если великим считается заслужить любовь царя, то какая похвала быть возлюбленным Павла? Если бы он не обладал многими добродетелями, то не привлек бы его любви к себе. (Апостол) не только не любил живущих худо и беззаконно, но даже предавал проклятию. Так, например, говорит: аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят (1 Кор. XVI, 22), и: аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет (Гал. I, 9). И Урвана споспешника нашего о Христе (ст. 9). Эта похвала больше предыдущей, потому что в ней заключается и предыдущая. И Cтaxиa возлюбленнаго ми. И этого опять венчает тем же. Целуйте Апеллия, искусна о Христе (ст. 10). Ничто не равняется с этою похвалою - быть безукоризненным и не подать даже повода к укоризне в делах по Богу. И когда (апостол) говорит: искусна о Христе, он разумеет всякую добродетель. Почему же (апостол) не употребляет в приветствиях своих таких выражений: господина моего такого-то, владыку моего? Потому что та похвала важнее этой: в этой выражается одна честь, а в апостольской похвале указывается добродетель. И (апостол) не случайно почтил их одинаковой похвалой, приветствуя многих низших наряду с высшими и знатными. Тем, что приветствует их и приветствует вместе с другими в том же послании, (апостол) оказал всем равную честь, а тем, что каждого хвалит в частности, представил нам особую добродетель каждого. И это он делает для того, чтобы не породить зависти, почтив одних и не почтив других, а также, чтобы не смешать недостойных с достойными и не довести до нерадения, удостоив той же чести всех и неодинаково достойных.

Гомилии на Послание к Римлянам.

Свт. Феофан Затворник

Целуйте Амплия возлюбленнаго ми о Господе

«Апостол опять обращает в похвалу любовь свою; потому что Павлова любовь была любовь для Бога и заключала в себе бесчисленные блага. Ежели за великое почитается заслужить любовь царя, то какая похвала быть возлюбленным Павла! Кто не обладал многими добродетелями, тот не привлек бы его любви к себе. Апостол живущих худо и беззаконно не только не любил, но даже предавал проклятию. Так, например, говорит: аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят (1 Кор. 16, 22); и аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет (ср.: Гал. 1, 9)» (святой Златоуст). «Апостол назвал Амплия возлюбленным о Господе, что указывает на его преспеяние» (блаженный Феодорит).

Память его 31 октября <13 ноября>. Апостол из 70-ти. Святой апостол Андрей поставил его епископом в Диосполь; проповедовал он в Одиссе, в Мизии, что ныне Варна, и там убит еллинами. Мощи его перенесены в Константинополь и положены в Пигах — на источниках.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Блаж. Феодорит Кирский

Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе

Это немалая похвала. Ибо Павел назвал его возлюбленным в Господе, а это указывает на свершения Амплия.

Толкования на послания святого Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе

Если за великое почитается быть любимым царем; то насколько славнее быть любимым Павлом, который любит за добродетель и для Бога?

Толкования на послание к Римлянам.

Амвросиаст

Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе

Павел приветствует Амплия как друга, но друга в Господе, а не как того, кто подвизался с ним или был в заточении.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе

См. Толкование на Рим. 16:3