Толкования на Рим. 16:21

Свт. Иоанн Златоуст

Целует вас Тимофей, споспешник мой, и Лукий и Иасон и Сосипатр, сродницы мои

Целует вас Тимофей споспешник мой (ст. 21). Видишь опять обычные похвалы? И Лукий и Иасон и Сосипатр сродницы мои. Об Иасоне упоминает также и Лука и представляет на его мужество, говоря: влечаху его ко градоначальником, вопиюще (Деян. XVII, 6). Естественно, что и остальные были люди примечательные, так как (Павел) не упомянул бы просто о сродниках, если бы они не были подобны ему по благочестию.

Гомилии на Послание к Римлянам.

Свт. Феофан Затворник

Целует вас Тимофей, споспешник мой, и Лукий и Иасон и Сосипатр, сродницы мои

Они были знакомы с теми из римских христиан, которые были на этой стороне и возвратились в Рим. Когда кончилось Послание, они упросили Апостола и от них приписать поклоны, что святой Павел и исполняет. Все лица, от коих пишется здесь приветствие, были знамениты в Церкви. «Один знаменит участием в деле благовестия, а другие родством. Но споспешник гораздо почтеннее сродника. Таков Тимофей, которого Павел обрезал в Листрах и к которому потом написал два Послания» (блаженный Феодорит). — Лукий — не тот ли, который поминается вместе с другими Пророками и учителями Антиохийскими: Лукий Киринеянин (ср.: Деян. 13, 1). «Об Иасоне также упоминает святой Лука в Деяниях и выставляет нам его мужество, говоря: влечаху его ко градоначальником, вопиюще (ср.: Деян. 17, 6). Вероятно, что и прочие были люди отличные. Ибо Павел не упомянул бы просто о сродниках, если бы они не уподоблялись ему по благочестию» (святой Златоуст). Иасон, помянутый святым Златоустом, есть Иасон, у которого останавливался святой Павел в Солуни. Когда восстали на святого Павла солунские евреи, то, не нашедши его у Иасона, повлекли в суд самого Иасона, который там отплатился от беды. Сосипатр — не тот ли, который поминается в числе спутников святого Павла, на возвратном его пути из Еллады, в это именно время, то есть вскоре после написания Послания к Римлянам: Сосипатр Пирров Береянин (ср.: Деян. 20, 4)?

По преданию — Лукий — из 70-ти, был потом епископом в Лаодикии Сирской. Память его 10 <23> сентября. Иасон — тоже из 70-ти, епископствовал потом в Тарсе. Память его 28 апреля<11 мая>. Сосипатр — из 70-ти же, епископствовал в Иконии. Память его 10 <23> ноября. Иасон и Сосипатр поминаются еще и 28 апреля<11 мая>. Они основали Церковь в Керкире, как говорится здесь (в Четиих-Минеях святителя Димитрия Ростовского).

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Блаж. Феодорит Кирский

Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои

Этот тот Тимофей, которого Павел обрезал в Листрах и кому написал два послания; повествование Деяний упоминает также об Иасоне (Деян. 17:5-9).

Толкования на послания святого Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои

Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой

Тимофей трудился с ним в благовествовании; а делать то же, что делал Павел, - великая похвала.

И Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои

Об этом Иасоне упоминается в Деяниях апостольских, как о подъявшем опасности весьма мужественно (Деян. 17:6). А сродники они апостола не только по плоти, но и, что гораздо важнее, по благочестию; ибо если бы они не были таковыми, то не упомянул бы о них.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои

О Тимофее самым подробным образом повествуют Деяния Апостолов: он был гражданином Дервии, сыном верующей женщины и язычника (Деян. 16:1-4). И у самого Павла говорится о нем: Павел просит Тимофея пребыть в Эфесе и увещавать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными (1 Тим. 1:3-4). Луция считают тем Лукой, который написал Евангелие, ибо имена в одних случаях передаются в их исконной форме, а в других - в греческой или римской. Иасон же - тот самый, о котором написано в Деяниях Апостолов, что, когда в Фессалониках начался бунт против Павла и Силы, он поручился за них возмущенной толпе и позволил апостолам беспрепятственно уйти (Деян. 17:5-10). Сосипатр же, который упоминается вместе с ними, - это, думаю, тот же, о ком в Деяниях Апостолов сказано: Сосипатр Пирров, Вериянин (Деян. 20:4). Но тот, кто внимательнее вглядится в послание Павла, поскольку в нем говорит Христос, несомненно, задумается над тем, почему Павел, рожденный, как известно, в Тарсе Киликийском от евреев иудейской веры, называет себя сродником Тимофея, гражданина Дервии и сына язычника, или Иасона фессалоникийца, или Сосипатра Пиррова, вериянина.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои

Тимофей, сотрудник Павла, был вроде соепископа и с великим тщанием управлял церковью. Иудеи так ненавидели его, что ему пришлось сделать обрезание: его мать была еврейка и потому без обрезания он не мог быть учителем. Этих людей Павел называет «родственниками», отчасти - по роду, отчасти - по вере.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои

Тимофей в других посланиях (2 Кор. 1:1; Флп. 1:1; Кол. 1:1 и др.) упоминается наряду с Ап. Павлом в самом начале посланий; здесь же приветствие от него помещено в конце, вероятно, в силу того, что он стоял далеко от Римской Церкви. - Прочие, здесь упомянутые, - неизвестные из истории лица.

Ст. 21-24 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои. Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание. Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь

Здесь Апостол присоединяет еще несколько приветствий от лиц, его окружавших во время отправления послания в Рим.